Тема 3. СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН

1. Сознание как философская проблема.

2. Возникновение сознания и его общественная природа. Сознание как высшая форма отражения материи.

3. Структура сознания. Функции и свойства сознания.

4. Сознание и бессознательное.

5. Общественное сознание: его структура уровни и формы.

Основные понятия: идеальное, сознание, отражение, раздражимость, чувствительность, психика животных, психика человека, мышление, эмоции, воля, язык, бессознательное, самосознание, общественное сознание, уровни сознания, формы сознания, психология, идеология.

Контрольные вопросы

1. В чем обнаруживается взаимосвязь сознания и материально-предметной деятельности человека?

2. Каковы условия возникновения и развития человеческого сознания?

3. Почему сознание неразрывно связано с языком? Можно ли мыслить без помощи языка?

4. Что такое отражение? Назовите и охарактеризуйте формы отражения.

5. Как соотносятся понятия «психика» и «сознание»?

6. Что в себя включает структура сознания?

7. Обозначьте основные функции сознания.

8. Дайте характеристику основным свойствам сознания: идеальность, интенциональность, креативность.

9. Что такое бессознательное? Какова роль бессознательного в жизни человека?

10. Как соотносятся индивидуальное и общественное сознание? Охарактеризуйте уровни и формы общественного сознания.

Темы докладов и рефератов

1. Проблема сознания в истории философии.

2. Философские аспекты проблемы искусственного интеллекта.

3. Сознание и самосознание.

4. Сознательное и бессознательное в творчестве.

5. Проблема сознания в философии М. Мамардашвили.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2004. – Гл.15.

2. Введение в философию. В 2-х ч. Ч. 2. - М., 1990. – Гл. 11.

3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 1998. – Гл. 9.

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.

5. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.

6. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. – М., 1991. – Раздел 4.1.

7. Семенов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. № 1.

8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.

9. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Гл. 13.

Тема 4. ГНОСЕОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

1. Понятие познания. Субъект и объект познания.

2. Многообразие форм познания. Чувственное и рациональное в познании.

3. Проблема истины и заблуждения. Критерии истины.

Основные понятия:гносеология, познание, субъект познания, объект познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, объяснение, понимание, истина, заблуждение, объективность истины, конкретность истины, абсолютная истина, относительная истина.

Контрольные вопросы

1. Познаваем ли мир? Какие ответы на этот вопрос существуют в философии? Какова ваша точка зрения?

2. Что такое «субъект» и «объект» познания? Каково их соотношение?

3. В чем состоит специфика познавательной деятельности?

4. Какие формы познания существуют? В чем их специфика?

5. Каковы основные формы чувственного познания?

6. Каковы основные формы рационального познания?

7. Что такое истина? Назовите основные свойства истины? Существует ли абсолютная истина?

8. Что такое практика? Какую роль играет практика в познании?

9. Существуют ли границы возможностей познания, если – да, то чем они обусловлены?

Темы докладов и рефератов

1. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.

2. Рациональное и иррациональное в научном познании.

3. Познание и творчество.

4. Познание как «отражение» и познание как «конструирование».

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2004. – Раздел 3.

2. Введение в философию. В 2-х ч. Ч. 2. - М., 1990. – Гл. 12.

3. Лобастов Г.В. Что есть истина? // Философские науки. 1991. № 6.

4. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. – М., 1991. – Раздел 4. 2,3.

5. Философия. В 2-х ч. Ч.2. / Под. ред. В.И. Кириллова. – М., 1999. – Гл. 3.

6. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Гл. 14.

7. Хрестоматия по философии / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1997. – Раздел 2.

Тема 5. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

1. Генезис науки.

2. Специфика и уровни научного познания.

3. Методы и формы научного познания.

4. Понятие техники. Этапы развития техники.

5. Отношение «человек-техника» в современной философии.

Основные понятия: наука, научное познание, эмпирическое, теоретическое, наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, идеализация, формализация, математизация, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, проблема, гипотеза, теория, техника.

Контрольные вопросы

1. Что такое наука? Каковы основные этапы истории науки?

2. В чем состоят особенности современной науки?

3. Охарактеризуйте эмпирические, теоретические и универсальные методы научного познания.

4. Что такое гипотеза, какую роль она выполняет в научном познании?

5. Что такое техника? Каковы основные этапы развития техники?

6. В чем заключается сущность технофобии и технократизма?

7. Каковы перспективы развития науки и техники?

Темы докладов и рефератов

1. Наука как социальный институт. Роль науки в современном мире.

2. Смена парадигм в науке.

3. Философские проблемы технического знания и инженерной деятельности.

4. Концепции техники в современной западной философии.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2004. – Гл. 19.

2. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. – М., 1995.

3. Введение в философию. В 2-х ч. Ч. 2. - М., 1990. – Гл. 13.

4. Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. – М., 1984.

5. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 1998. – Гл. 10.

6. Леглер С.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993. № 2.

7. Митчем К. Что такое философия техники. - М., 1995.

8. Ортега–и–Гассет Х. Размышление о технике // Ортега–и–Гассет Х. Избр. труды. - М., 2000.

9. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996.

10. Философия. В 2-х ч. Ч.2. / Под. ред. В.И. Кириллова. – М., 1999. – Гл.3,4.

11. Философия / Под ред. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. – М., 1996. – Гл.12.

Наши рекомендации