Основные ист. формы позитивитской фил.. Аналитическая фил
Позитивизмом — одно из наиболее влиятельных направлений западной фил.. В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении фил. и науки. Главный тезис позитивизма состоял в утверждении, что все подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что фил. как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.
Позитивизм пережил три основных этапа своей эволюции. Первая ист. форма позитивизма (О. Конт, Дж.Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и фил., претендовавшей на роль "науки наук". Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней фил. — "наука сама себе фил.". Название же "фил.", полагал он, можно сохранить лишь за общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук. т.е. фил. сводилась к общим выводам из естественных и общественных наук'.
На рубеже XIX—XX вв. возникает вторая ист. форма позитивизма — эмпириокритицизм, махизм (Э. Мах, Р. Авенариус). При сохранении основной позитивистской линии махизм сосредоточил свое внимание на проблемах, от которых предлагал отказаться Конт: природа познания, соотношение субъекта и объекта, природа "элементов мира", взаимоотношение физического и психического и др. Эти проблемы были остро поставлены самим развитием науки.
В 20-е гг. XX в. заявляет о себе неопозитивизм — третья ист. форма позитивизма-(М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Г. Райхенбах и др.). Первый и основной вариант неопозитивизма — логический позитивизм (логический эмпиризм). Его основания сводились к следующему: 1.Положения "метафизики" (традиционной фил.) есть псевдопроблемы, они лишены научного смысла. фил. вообще не имеет своего предмета. 2. Научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики.3. Законы и правила логики и математики носят конвенциальный характер, представляя собою результат условного соглашения ученых. 4. фил. не наука, а род деятельности, сводящийся к " анализу естественных и искусственных языков, преследующий две цели: а) изгонять из науки не имеющие смысла рассуждения и псевдопроблемы, показывать их бессодержательность, исследовать их истоки, коренящиеся в несовершенстве языка и его неправильном потреблении; б) обеспечивать построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.
Логический позитивизм обратился к реальным проблемам, поставленным развитием современной науки. Это прежде всего осмысленность научных утверждений; возможность опытной проверки абстрактных теоретических конструктов; проблема соотношения содержательных и формальных компонентов научной теории, остро вставшая в связи с возрастающей математизацией и формализацией научного знания.
Основная фил-ая программа логического позитивизма выражена в принципе верификации и формулируется так: нужно сравнивать предложения с эмпирической действительностью, указать условия, при которых они будут истинными или ложными. Если мы не может указать, как следует проверить предложение, то оно лишено научного смысла.
Однако очень скоро выяснилась сомнительность подобных заявлений. Не смог решить данной проблемы и Карл Поппер, предложивший заменить принцип верификации принципом фальсификации.
Одной из важнейших задач фил. Поппер считал проблему демаркации — отделения научного знания от ненаучного и нахождения критерия, кот. позволял бы провести разграничение между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой, а также философскими системами — с другой. Методом демаркации, согласно Попперу, является фальсификация — принципиальная опровержимость любого научного утверждения. Однако данную методологическую процедуру он рассматривал не как самоцель, а лишь как способность теории, гипотезы и т.п. подвергнуться критическому анализу.
Начало аналит. фил. было положено в преддверии XX века немецким логиком, математиком и философом Г. Фреге. Отличительной особенностью аналитической стратегии стал отказ от субстанциализма классической фил.. фил-ая рефлексия была заявлена как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а следовательно и мира. Центральной темой исследования была избрана проблема языкового значения, к концу XX века дополненная проблемами понимания, смысла, межличностной коммуникации, анализируемыми в разных аспектах.
В своем развитии аналитическая стратегия прошла два этапа. Для первого, логико-аналитического этапа был характерен логицизм и ориентация на анализ научного знания (Г. Фреге, Б. Рассел, ранний Л. Витгенштейн). На втором, позднеаналитическом этапе, последовавшем после прагматического поворота, произошло расширение проблемного поля анализа при сохранении внутреннего единства (поздний Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серл, У. Куайн, К.-О. Апель).
Неопозитивистская ветвь аналитической фил. (М. Шлик, Р. Карнап), оформившаяся в 20-е гг. XX в., была обращена к логическому языку языка науки. В основе неопозитивистской доктрины лежали принципы верификации, физикализма и конвенционализма. Принцип верификации декларировал необходимость сравнения синтетических предложений в науке с протокольными предложениями, фиксирующими данные непосредственного опыта. Согласно принципу конвенционализма, в основе аналитических предложений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции), выбор которых регулируется критериями, не связанными с понятиями самой теории. Принцип физикализма утверждал, что теоретические предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют один и тот же общий базис – физику.