Сложности на пути гьяна-канды

Сам Кришна объясняет Арджуне в Бхагавад-гите, что путь гьяны еще сложнее, чем путь кармы. Небольшое послабление в контроле ума и чувств приводит к немедленному падению. А удержать чувства очень сложно, поскольку по своей природе они деятельны. Более того, сама душа по природе деятельна, поэтому чрезвычайно сложно удержаться в таком состоянии инертности. Так великий йог и аскет Вишвамитра-муни упал, заслышав лишь звон ножных колокольчиков Менаки, куртизанки с небесных планет, и ему пришлось начинать свои аскезы заново.

Более того, даже достигнув долгих трудов слияния с Абсолютом, будучи деятельным по своей природе, живое существо и там не находит удовлетворения и возвращается в этот материальный мир. Однажды Шрилу Прабхупаду спросили, почему гьяни-имперсоналисты падают. Шрила Прабхупада задумался и ответил: «Им там скучно».

Это подтверждает Господь Брахма в 10 песни Бхагаватам (10.2.32):

«О лотосоокий Господь, хотя непреданные, проходящие через суровые аскезы и покаяния, чтобы достичь совершенства, могут считать себя освобожденными, их разум нечист. Они падают со своего положенения вымышленного совершенства, поскольку не имеют почтения к Твоим лотосным стопам».

Почему же в этом стихе говорится, что их разум нечист? Потому что у них остается последний след материального эгоизма. Я постигну Абсолютную Истину, Я достигну освобождения. Все есть Брахман, Я есть Брахман, Я и есть этот Брахман. Такое сознание не соответствует вечной природе живого существа, черпающего подлинное удовлетворение лишь в бескорыстном преданном служении Личности Бога, поэтому они возвращаются к материальной деятельности. На практике такие гьяни обычно открывают благотворительные миссии или школы йоги. С точки зрения обыкновенного человека это может выглядеть очень похвально, но, в соответвии со священными писаниями, для гьяни это является недостойным падением.

Таким образом путь гьяны – это путь философского постижения Абсолютной Истины и отречения от материальной деятельности. Но даже достигнув совешенства на этом сложном пути – безличного освобождения – гьяни не испытывает полного удовлетворения и как правило возвращается к благочестивой материальной деятельности.

Окончательная цель гьяна-канды

У Вас может возникнуть вопрос: «А зачем Кришна тогда дал этот путь гьяны?» Вы правы. Кришна предоставляет освобожденному гьяни возможность общения со Своими чистыми преданными. И если он воспользуется этой возможностью, то ему очень легко будет встать на путь чистого преданного служения, подняться выше уровня безличного освобождения и вернуться домой назад к Богу.

Задание 24. Что такое путь гьяны и какова его цель?

Задание 25. Представьте, что Вы избрали для себя путь гьяны. В 10-20 предложениях опишите, какой бы образ жизни Вам пришлось бы тогда принять. Насколько это было бы для Вас реально и почему?

Задание 26. В чем заключается сложность пути гьяны?

Задание 27. Объясните, почему священные писания утверждают, что разум гьяни недостаточно чист?

Задание 28. Приведите пример деятельности, которую Вы совершали, уже присоединившись к ИСККОН, и которую Вы склонны отнести к категории гьяны.

Бхакти

Определение бхакти

Слово бхакти переводится на русский язык как «любовь», «преданность» или «преданное служение». Шрила Рупа Госвами в своем «Нектаре Преданности» дает следующее определение бхакти:

анйабхилашита-шунйам
гьяна-кармадйанавритам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир уттама

Уттама означает «самое возвышенное», «самое чистое». Что же такое уттама бхакти?

1. Начнем с того, что это – деятельность, кришна-ану-шиланам.То есть любовь – это не просто эмоциональное состояние, когда я просто сижу и люблю или сплю и люблю. Это не безличное растворение в небытии Абсолюта. Это активная деятельность совершаемая во имя объекта любви, Кришны.

Каким образом совершать эту деятельность? Даже сейчас, в обусловленном состоянии, у нас есть тело, речь и ум. Поэтому преданное служение означает полностью занять свои чувства деятельностью для удовольствия Кришны, слова – прославлению Кришны, а ум – мыслями о Кришне. И когда благодаря этому процессу мы вернемся в духовный мир, то там мы продолжим свое служение уже в своем вечном духовном теле.

2. Приставка ану­- в анушиланам имеет два значения. Во-первых, она указывает на деятельность, совершаемую непрерывно, вновь и вновь. Преданное служение подобно волнам реки, текущей в океан. Они никогда не останавливают свой бег. И даже достигнув океана, они продолжают вздыматься и бороздить его просторы, вечно обновляющиеся и неутомимые.

3. Другое значение приставки ану- указывает на то, что чистое преданное служение означает быть слугой слуги слуги… То есть мы предлагаем Кришне свое служение через духовного учителя или Шрилу Прабхупаду, и делаем это, следуя наставлениям и примеру великих преданных – близких спутников Кришны из духовного мира.

Кришна Сам потдверждает в писаниях, говоря Арджуне: «О сын Притхи, тот, кто утверждает, что является Моим слугой, тот в действительности не Мой слуга. Но тот, кто считает себя слугой Моего слуги, тот в действительности является Моим слугой» То есть, служа духовному учителю и преданным, мы сможем лучше всего удовлетворить Кришну. Потому что, в конце концов, кто мы такие по сравнению с ними! Они очень дороги Кришне и действительно могут служить ему. Поэтому самая великая удача – это получить возможность помогать им в их возвышенном служении.

4. Следующее слово из этого стиха – анукулйена – также имеет два значения. Во-первых оно указывает на то, что мы действительно должны стремиться своей деятельностью удовлетворить Кришну. То есть я не могу делать то, что мне вздумается и утверждать, что делаю это для Кришны, например, пить вино «для Кришны» или причинять другим беспокойства «для Кришны». До тех пор пока мы не достигли совершенства, чтобы воспринимать желания Кришны непосредственно (а до этого большинству из нас предстоит еще долгий путь), мы узнаем его желания из священных писаний, из уст духовного учителя и святых преданных.

5. Другое значение слова анукулйена означает: видя, что Кришна доволен нашим служением, мы в свой черед испытываем счастье.

6. И как обратная сторона этого, анйабхилашита-шунйам означает, что чистый преданный полностью свободен от любых желаний кроме желания доставить удовольствие Кришне. Он не имеет и не ищет иных источников счастья. В этом принципиальное отличие духовного сознания от материального – оно полностью лишено даже тени эгоизма.

7. Более конкретно: гьяна-кармадйанавритам, чистое преданное служение не должно иметь ни малейших примесей желания слиться с безличным Абсолютом; достигнуть материального благополучия, славы, престижа; искусственного атречения; механической практики йоги; постижению разницы между материей и духом и так далее. Единственным мотивом должно быть желание доставить удовольствие Кришне.

Подведем теперь итог вышесказанному:

Когда в нас развивается преданное служение высшего уровня, мы должны быть свободны ото всех материальных желаний, стремления познать безличный Абсолют и деятельности, совершаемой ради ее плодов. Мы должны постоянно и с желанием служить Кришне так, как Он того желает, оставаясь слугой слуги слуги…

Наши рекомендации