Проблема познания в истории философии
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы. Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов не познаваема.В Новое время, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма – юмизм и кантианство Д. Юм указывал на то, что в следствии есть немало такого, чего нет в причине. Юм сделал вывод: объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, полагал он, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений. И. Кант, исследовал познавательные способности человека и специфику естественнонаучного познания. Его привлекла активность человека в познавательной деятельности. Материальные объекты, как он считал, воздействуют на человека, вызывают множество разных ощущений, они самим объектом не упорядочиваются, а хаотичны, но приводятся в определенный порядок автоматически, без участия рассудка, посредством априорных (т. е. не выводимых из опыта) форм живого созерцания – “пространства” и “времени. Противоположностью агностицизма является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителейДемокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж.-П. Сартра. Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма.Познание-отражение реальности в голове человека. Происходит стихийно.В качестве субъекта выступает отдельный конкретный человек (индивид) и группа людей и человечество в целом.Объект - вся существующая реальность.Принято разделять 2 стороны познания:чувственная и логическая.Чувственная сторона имеет своим исходным элементом ощущения, связана с непосредственными органами чувств. Является отражением реальности. На базе ощущений складываются и более сложные формы: восприятие, представление - устойчивый образ который сохраняется и при отсутствии контакта с предметом.Представление по всем своим признакам - есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной способности человека - "рациональной".В логическом познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей.Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. высказывание носят 3-х членную основу: осмысленное повествовательное предложение. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Рациональная способность (как, в прочем и чувственная - на уровне представлений) связана с мышлением.Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность. Его представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Юм, Фейербах. Противоположную линию в философии проводили рационалисты (рационализм): Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель. Они признавали разум основой - познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации. Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного постижения действительности и обеспечивать фактически безграничное, поступательное развитие знания. Люди стремятся познать то, чего они не знают.
39.Специфика научного познания. Особенности структуры научного познания –его субъекта, объекта, целей, средств и методов. Научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете,необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различныевиды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого различияявляется первым и необходимым условием для выявления особенностей научногопознания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованнаясеть различных актов преобразования объектов, когда продукты однойдеятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Предметнаяструктура деятельности - взаимодействие средств с предметом деятельностии превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций.Субъектная структура включает субъект деятельности , осуществляющегоцеленаправленные действия и использующего для этих целей определенныесредства деятельности. С одной сторонысредства могут быть представлены вкачестве искуственных органов человеческой деятельности, с другой, они могутрассматриваться в качестве естественных объектов , которые взаимодействуют сдругими объектами. Деятельность всегда регулируется определеннымиценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос “ Для чего нужна та илииная деятельность” Цель на вопрос “ что должно быть получено в деятельности?” Мы имеем дело с предметной стороной изменения человеком природы, когда в функции предметной деятельности выступают фрагментыприроды, а если в функции ее предметов выступают люди и свойства то мыимеем дело с предметной стороной практики, направленной на изменениесоциальных объектов.. Человек сэтой точки зрения может выступать и каксубъект и как объект практического действия.Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметовпрактической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующиепродукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задача науки -выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваютсяобъекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность , и их исследования как подчиняющиеся объективным законамфункционирования и развития, составляют первую, главную особенность научногопознания., которая отличает ее от других форм познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное исследованиедействительности.Процесс научного познания обусловлен не толькоособенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторамиоциокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяеттолько ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призмуэтой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его состояния, она может исследовать и деятельность и человеческую психику, икультуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которыеподчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наукатоже изучает но как особый объект.. Таким образомнаука может изучать все в человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука неможет заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все чтоускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижениядуховного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научногопознания от обыденного : 1) установка на исследования законов преобразованияобъектов и реализующая эту установку предметность и объективность научныхзнаний 2) выход науки за рамки предметных структур производства и обыденногоопыта и изучене его объектов относительно независимо от сегодняшнихвозможностей их производственного освоения.