Основные идеи Аристотеля

В отличии от Платона Аристотель отрицал идеи как суть вещей, отрицал, что суть вещей находится вне вещи, суть вещей по Аристотелю есть соединение формы и материи.

Учение о четырёх причинах

В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Идея души

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.»

Категории философии

Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего - от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее.

Логика и теория познания

Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.
Аристотель является и основоположником логики. Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

Демокрит

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) - выходец из Абдер (Фракия), происходил из богатой семьи и доставшийсяему в наследство капитал полностью потратил на путешествия. Будучи лично знаком со многими греческимифилософами, он основательно изучил философию, афинских мыслителей и, получив энциклопедическиезнания, всесторонне развил античную нарутфилософию. За свою долгую жизнь он написал около 70сочинений, затрагивающих различные области знания, входившие в то время в философию (физика,астрономия, этика, медицина, география, математика и др.). Из этих многочисленных работ до нас дошлитолько некоторые отрывки и пересказы других античных философов.


В отличие от элеатов Демокрит признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходил из чувственного опыта, на основании которого делал вывод, что существуют и тела, и пространство (пустота).Пустота отделяет одно тело от другого. Это означает, что бытие множественно, а не едино, как утверждают элеаты. Космос является единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота.
Пустота у Демокрита выступает как средство различения и разграничения вещей, поэтому она присутствуеткак внутри сложных вещей, отделяя составные элементы (атомы) друг от друга, так и вне вещей, будучи ихвместилищем. Пустота дозволяет вещам и их элементам двигаться, перемещаться.
Исчерпание пустоты свидетельствует о том, что существуют атомы (неделимые частички), "невидимые попричине их малости". Поэтому они постигаются только умом, а не чувствами. Атом, по Демокриту, неделимкак физическое тело, однако он делим как математическая величина. Количество этих атомов бесконечно,как бесконечна и пустота, являющаяся пространством, "вместилищем" для атомов. Атомы можносравнивать, так как они различаются по величине, т.е. по форме (геометрической фигуре), а также попорядку и расположению. Атом обладает основным свойством - неделимостью, т.е. он неизменен и тож-дествен самому себе.
Демокрит впервые рассмотрел движение как способ бытия материальных тел, указав на то, что атомынаходятся в вечном движении, а "для вечного нельзя искать причину". Он выделил три формы движения.
Первую из них он связывал с хаотичным перемещением, напоминающим броуновское движение.
Вторую форму представлял как вихревой поток, где атомарный вихрь создавал условия для соединенияоднородных атомов и разъединения разнородных. Тем самым возникла закономерность в движении атомов,названная им законом тяготения подобного к подобному. В процессе атомарного вихря образуетсямироздание.
Третья форма движения представляла собой испарение предметов космоса. Таковыми являлись запахи.Свойства вещей природы обусловлена свойствами атомов, например, вязкость объяснялась крючковатымиатомами, а текучесть круглыми частицами и т.д.
Демокрит полагал, что все происходящее в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит снеобходимостью. Случайные, беспричинные события он считал выдумкой людей, порожденной незнаниемподлинных причин происходящего. Если раскрыть причину явления, то кажущаяся случайность пре-вращается в необходимость, считал Демокрит, подчеркивая, что "ни одна вещь не возникает беспричинно, новсе возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости". Обнаружение, выявление подлинныхпричин происходящего, по его мнению, является главной целью познания.
Демокрит одним из первых в античной философии дал развернутое представление о процессе познания,выделив в нем чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Познание, говорил он, идетот чувств к разуму. Чувственное познание есть результат воздействия атомов. Различие чувственных образовобусловлено различием форм, строением атомов. Например, зрительный образ появляется в процессе"отлетания" от вещей их микроскопических копий, образов. Последние попадают в глаз и в нем появляетсязрительный образ.
Рациональное познание есть, по Демокриту, продолжение чувственного. Разум - это более тонкийзрительный орган, т.е. это своеобразное "логическое зрение". Демокрит не делает различия междуматериальным и идеальным. Душа человека есть соединение легковозбуждающихся сферических и гладкихатомов, которые являются божественными.
В этике Демокрит придерживается принципа: "душа - лежбище судьбы" и назначение ее - развить свойпотенциал в счастливом или несчастливом направлении. Жизнь человека есть прежде всего удовлетворениетелесных потребностей. Общество, считает он, возникло тогда, когда "...мы научились от паука ткачеству иштопке, от ласточки - постройке домов, от певчих птиц - лебедя и соловья - пению".
Демокрит был ярким сторонником демократии, полагая, что "лучше быть бедным в демократическомгосударстве, чем жить в богатстве при монархии". Демократия должна поддерживаться самими гражданами,посредством созданных ими законов. Закон необходим, чтобы помочь счастливой жизни людей, поэтому по-виновение закону - есть свидетельство добродетели человека. А высшей нравственностью Демокритпризнавал "блаженное со-стояние духа", при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, "несмущаемая ни страхом, ни суеверием, ни иною какою-нибудь страстью". Поэтому "то, что сродни нам, то инужно выбирать, а чему мы чужды - того надо избегать". Для него был характерен космополитизм: "Любаяземная обитель от-крыта для мудреца: ибо отечество для доблестной и добродетельной души - весьуниверсум". Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение, так как вНовое время она была положена в основу естественнонаучной картины мира. Демокрита можно считатьпоследним крупным греческим философом-натуралистом, ибо с его творчеством заканчиваетсянатуралистический период древнегреческой философии.

Предмет философии

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя:

– учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

– о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

– учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

– теорию познания;

– проблемы теории познания и творчества;

– этику;

– эстетику;

– теорию культуры;

– свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Функции философии:

– мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

– методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

– прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

– критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

– аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

– социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Наши рекомендации