Стили и школы художественного творчества
Стиль творчества относится к методу художественного выражения, который является специфическим способом формирования двухуровневой структуры творчества. Основой здесь является манера, в которой сформировано внутреннее четырехпозиционное основание, или стиль концепции. Внутреннее четырехпозиционное основание формируется посредством действия отдавания-и-принятия между внутренним сон-сан (интеллект, эмоции и воля) и внутренним хён-сан (темой), основанного на мотиве (цели). Поэтому, если имеются различия в мотивах, они есть и между законченными произведениями. Когда мотив один, но внутренне сон-сан разные, произведения также отличаются. Они будут разными и в том случае, когда есть разница внутренних хён-сан. При наличии разницы между любыми из указанных трех элементов концепции будут также различны, как и сами произведения. В этом — источник различных стилей творчества. На основе этих различных стилей появились различные школы искусства. Ниже кратко описаны некоторые главные школы в истории искусства.
А) Идеализм
Идеализм— это стиль, который стремился выразить красоту путем идеализации человека и мира. Многие из художников ХVI столетия (эпохи Ренессанса) были идеалистами. Представителем этой школы художников был Рафаэль.
Б) Классицизм
Классицизм относится к получившей распространение в ХVII — начале ХIX столетия тенденции следовать образцам выражения форм, свойственных искусству Греции и Рима. При этом важное место отводили целостности и гармонии форм. Типичным литературным произведением этой школы является “Фауст” Иоганна Вольфганга Гете (1749—1832). Среди художников можно назвать Жака Луи Давида (1748—1825) и Жана Огюст Доминика Энгра (1780—1867).
В) Романтизм
Как реакция, направленная против классицизма, основанного на форме, в ХVIII и ХIХ столетиях появился романтизм, стремившийся дать живое выражение внутренних страстей. Среди романтиков мы можем назвать писателя Виктора Гюго (1802—1885), поэта Джорджа Байрона (1788—1824) и художника Эжена Делакруа (1798—1863).
Г) Реализм/натурализм
Реализм — это тенденция изображать действительность такой, какая она на самом деле. Этот стиль появился как реакция на романтизм в период с середины до конца ХIХ века. Представителями этой школы являются художники Камиль Коро (1796—1875), Жан Милле (1814—1875) и Гюстав Курбе (1819—1877), писатель Гюстав Флобер (1821—1880) и другие. В реализме, как стиле, получили свое развитие тенденции позитивизма и сциентизма, которые привели к натурализму. Представителем школы натурализма является писатель Эмиль Золя (1840—1902). В области изящных искусств явных различий между реализмом и натурализмом не существовало.
Д) Символизм
Символизм возник в конце ХIХ — начале ХХ столетия как реакция на реализм/натурализм. Как литературная школа, он стремился выразить чувства через символы, оставив традиции и формы прошлого. Ярким представителем этой школы является поэт Артюр Рембо (1854–1891).
Е) Импрессионизм
Школа импрессионизма рассматривала образ, схваченный в какое-то мгновение, как истинный образ сущности и стремилась зафиксировать индивидуальные моментальные формы и цвета. Это движение развивалось главным образом во Франции в конце ХIХ столетия. Эдуард Мане (1832—1883), Клод Моне (1840—1926), Огюст Ренуар (1841—1919), Эдгар Дега (1834—1917) и другие являются выдающимися художниками этой школы.
Ж) Экспрессионизм
В противоположность импрессионизму, который изображал впечатления, возникшие как бы “вне”, снаружи, экспрессионизм стремился выразить внутреннее состояние человека. Он возник в начале ХХ века как реакция на импрессионизм. Типичными представителями этой школы являются художники Василий Кандинский (1866—1944) и Франц Марк (1880—1916), а также писатель Франц Верфель (1890—1945).
З) Кубизм
Кубизм, возникший как движение в изобразительном искусстве в начале ХХ столетия, стремился, разложив объекты на простые формы, затем вновь сложить их в соответствии с субъективным восприятием художника. Типичным представителем этой школы является Пабло Пикассо (1881—1973).
И) Метод Объединения
Каков же художественный стиль теории искусств в Философии Объединения? Это — метод Объединения, в котором идеализм и реализм, будучи основанными на цели творения, объединены (Рис. 7-3).
Поскольку метод Объединения ставит своей целью осуществить Царство Небесное на земле, он придает большое значение реальной действительности. Поэтому метод Объединения является реализмом. Однако одновременно его идеал состоит в возврате в изначальный мир, сохраняя при этом реальность. Поэтому данный стиль является также и идеализмом. Таким образом, объединение реальности с идеалом становится принципиальным моментом творчества. Например, художник, следующий методу Объединения, изображая человека, наполняет его образ надеждой, стремлением преодолеть трудности реального грешного мира и мечтой об изначальном идеальном мире. Метод Объединения является своего рода методом Сердца, основанным на Сердце Бога. Таким образом, метод Объединения выражает идеал любви Бога, поэтому совершенно естественно, что он содержит также элементы романтизма. Однако это не тот романтизм, который был в прошлом. Он может изобразить любовь между мужчиной и женщиной, но это будет идеальная и действительная любовь между мужчиной и женщиной, основанная на любви Бога.
Различные стили и школы искусства, упомянутые выше, в широком смысле слова могут быть разделены на реалистические и идеалистические. Реализм здесь следует понимать не в том смысле, что это “стиль, который изображает реальность, как она есть”, а скорее в том смысле, что это “стиль, который считают модным в определенный период времени”. И идеализм здесь следует понимать не в том смысле, что это “стиль, который изображает идеального человека и идеальную реальность”, а скорее в том смысле, что это “стиль, который пытается создать нечто новое, который сориентирован в будущее в противоположность тому, что считают модным в определенный период времени”.
В этом смысле каждый из прошлых стилей начинал как “идеализм”, а затем становился “реализмом”. Можно сказать, что стиль Объединения как стиль в искусстве являет собой “единство реализма и идеализма” в описанном выше смысле.
В методе Объединения, который представляет собой стиль, созданный по образцу творческого акта Бога, основанного на Сердце и Цели творения, основа остается неизменной и вечной, хотя возможны стилистические различия, обусловленные уникальностью каждого человека.