Запомните основные функции культуры
функции | характеристика |
социализирующая функция | Социализация – это процесс формирования личности как общественно развитого индивида. Культура является объективной средой формирования личности. Только в пределах культуры человеку дано научиться стать человеком. |
информационно-познавательная функция | Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. В рамках культуры вырабатываются как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. |
аксиологическая функция | В культуре вырабатываются и передаются из поколения в поколение так называемые общечеловеческие ценности. Во все времена то, что было наиболее значимым в обществе, то, что способствовало стабильности и прогрессивному развитию культуры в целом, относилось к категории общечеловеческих ценностей. |
коммуникационная функция. | Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации. |
нормативно-регулятивная функция | Культура является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Конец формы |
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ:
Задание 1. С опорой на знание основных подходов к исследованию культуры аргументируйте мысль, заключенную в тексте.«Культура принадлежит к классу общественных явлений, сущность которых менее всего выражается в каких-то опредмеченно-застывших, жестко квантируемых, чувственно воспринимаемых формах. Она не есть некое предметное «это», которое можно выделить, проводя жесткие границы между нею и всем окружающим в обществе, которое не суть культура».
Задание 2. Определите на основании фрагмента, в чем заключается специфика культуры. «Ни одной культуре пока еще не удавалось создать порядок, при котором человек формировался бы в нужном направлении, при чем с самого детства».
Задание 3. Охарактеризуйте позицию автора применительно к проблеме соотношения понятий «культура» и «цивилизация». «Культура жива до тех пор, пока она сохраняет интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живет не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, которое несет собой цивилизация, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остается душевных сил».
Задание 4. Аргументировано займите позицию «за» или «против». «Культура – всегда неудача, ибо не может ответить на онтологический вызов человека, не может ввести его в мир абсолютного бытия. Без осознания неизбежности своей неудачи культура превращается в пустую игру смыслов».
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:
1. Определите, в чем заключается специфика философского изучения культуры.
а) Культура изучаетсякак в статике, так и в динамике.
б) Предметом философской рефлексии является все многообразие форм проявления культуры.
в) В ее рамках осуществляется рационально-теоретическая рефлексия над предельными основаниями культуры.
г) Поскольку культура осмысливается не в частных своих проявлениях, а как тотальность, философия культуры представлена в виде системы утверждений, прямо не опирающихся на эмпирические факты.
2. Установите соответствие между основными подходами к исследованию культуры и определениями культуры.
1) аксиологический подход а) Культура – это организация различных феноменов,
2) символический подход заключающаяся в употреблении символов и зависящая от этого.
3) диалоговый подход б) Культура – это совокупность средств и механизмов для
4) технологический подход решения проблем, с которыми сталкивается ее носитель.
в) Культура – это многоуровневая динамично развивающаяся система материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе исторического развития.
г) Культура есть образование, в котором осуществляется
постоянный полилог традиций и содержаний не только в
пространстве, но и в исторической ретроспективе.
3. Определите, чем обусловлена необходимость типологии культуры.
а) демонстрация многообразия культуры;
б) выявление новых аспектов культуры;
в) возможность более глубокого познания феномена культуры;
г) многовариативность подходов к изучению культуры.
4. Определите характер соотношения материальной и духовной культуры.
а) материальная культура предшествует во времени духовной культуре;
б) духовная культура предшествует во времени материальной культуре;
в) материальная и духовная культура находятся в диалектической взаимосвязи;
г) материальная и духовная культура два абсолютно самостоятельных образования.
5. Распределите между культурой и цивилизацией их специфические черты.
1) культура а) определяет степень усвоенности обществом образцов поведения, ценностей, норм;
2) цивилизация б) определяет меру человеческого в человеке;
в)представляет собой отношение к тому или иному типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев;
г)представляет собой реализацию определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах.
6. Установите соответствие между функциями культуры и суждениями, выражающими и сущность.
1) социализирующая функция а) Культура продуцирует конкретные правила и
2) аксиологическая функция способы социального взаимодействия.
3) коммуникационная функция б) Культура обеспечивает равновесие в социуме.
4) нормативно-регулятивная функция в) В культуре вырабатываются и передаются из