Связь философии с мифологией и религией

Философия(от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология -система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф - образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

- познавательный компонент - миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

- предписательно-побудительный компонент - принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

- практический компонент - миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

- как возник мир;

- как он развивается;

- что такое жизнь;

- что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Мифология - начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение - система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение,оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия - мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога,божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности - мифологическое ми-родействие и миропонимание.

По Канту, религия - это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

- через воспитание в условиях религиозной семьи;

- обучение в школе;

- опыт жизни;

- силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений - одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога - это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия - сознание массовое, а философия - сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия - всегда работа мысли.

ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК

Язык -это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа.

Язык - символическое выражение в письме и звуке психической жизни человека. Структурные единицы языка - это слова и предложения, а также составленные из них тексты.

В историческом развитии философии языка достаточно четко просматриваются три концепции:

- первая - философия имени(вещь - сущность (идея) - имя (слово), слово именует вещь и сущность);

- вторая - философия предиката (предикат - языковое выражение, обозначающее признак, т. е.философия предиката - это философия высказываний, обладающих функцией истинности);

- третья - философия ценностных установок(предполагает ценностные установки личности).

Язык обладает:

- обозначающей функцией - слова и предложения обозначают определенный процесс или предмет;

- коммуникативной функцией - предполагает установление контакта между лицами, способность взаимопонимания, побуждение говорящим своего партнера к слушанию;

- общественной природой - это означает, что каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Язык - это символизация, выражение внутренней, духовной жизни человека. Но символизация в особой форме - индивидуально-общественной, так как правила языковой коммуникации диктуются обществом.

Метаязыкомназывается язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным языком.Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод - это интерпретация.Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера.

Язык философии -это метаязык максимальной общности, его используют все образованные люди.

Философия языка -исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.

Философия языка охватывает:историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка.

Современные исследования в области философии языка характеризуются двумя дополняющими друг друга направлениями:

- возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;

- стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции:

- служить средством общения;

- служить орудием мышления.

Логику языка образует его грамматика, смысл языка - его семантика, а практическое значение языка - прагматика.

В языковой системе философии большую роль играют: абстрактные понятия как признак рационального отношения к миру; образы и символы, являющиеся средством художественного освоения мира.

Кроме естественных, в мире есть и искусственныеязыки, созданные людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто.

В условиях научно-технической революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные языки.

Формализованные языки -это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

Наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философияявляется учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

- является ли философия наукой;

- взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

- соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философиинельзя отрицать, она - наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук - конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким,вторичным уровнем обобщения.При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного - выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

- на первоначальные позиции ученого;

- его отношение к миру и познанию;

- на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знаниеВненаучное знание можно разделить:

- на заблуждения,связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие "науки", как астрология, оккультные "науки", магия, колдовство и т. д.;

- отношение философии и паранауки,некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

- эмпирический уровень исследования -направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

- теоретический уровень исследования -сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки - это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

Культура - совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.

По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:

- нравы и обычаи;

- язык и письменность;

- характер одежды, поселений, работы;

- постановка воспитания;

- экономика;

- военное дело;

- политическое и государственное устройство;

- наука;

- техника;

- искусство;

- религия;

- все формы проявления объективного духа. Слово "культура" как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).

В эпоху Просвещения термин "культура" трактовался с двух сторон:

- как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;

- как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация - это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура - это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой - триумф человеческого. С точки зрения философии культура - это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация - лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.

Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация - это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.

Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.

Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).

Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:

- духовнойкультуры (мифологии, религии, искусства, философии);

- социальнойкультуры (нравственной, правовой, политической);

- технологическойкультуры (технической, научной, инженерной).

Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру.Но существуют и культурные универсалии - общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.

Наши рекомендации