Семинар 1. Категория бытия

Материя, ее основные типы и формы существования

План

1. Понятие бытия. Философский смысл проблемы бытия

2. Понятие материи в философии

3. Движение как основная форма существования материи

4. Осмысление проблемы пространства и времени в философии.

Темы докладов и рефератов

· О причине времени

· Материальное единство Мира

· Генезис представлений о пространстве и времени

· Теория относительности Эйнштейна с точки зрения философии

· Время человеческого бытия

· Философская проблема времени

Вопросы для закрепления материала

1. Что такое онтология?

2. Когда возникает проблема бытия в философии?

3. Назовите три аспекта существования проблемы бытия

4. Дайте определение материи

5. Назовите основные формы движения материи

6. Назовите основные типы движения материи

7. Что такое время?

Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65].

Семинар 2. Проблема сознания в философии.

Сознание как социальный феномен

План

1. Концепции сознания в философии

2. Решение проблемы происхождения сознания в диалектическом материализме. Сущность отражения

3. Общественная природа сознания. Сознание и язык

4. Природа самосознания.

Темы рефератов

· Космическая концепция происхождения и функционирования сознания.

· Загадка религиозного сознания.

· Проблема сознания в философии.

· Современные философские и естественнонаучные дискуссии о необычайных явлениях психики (гипноз, телепатия, телекинез).

· Подсознание и его возможности.

· Самосознание в структуре сознания.

· Сознание и язык.

Вопросы для закрепления материала

1. На каких постулатах основывается религиозно-философская концепция сознания?

2. Покажите на примере и объясните сущность отражения.

3. Почему отражение является генетической предпосылкой сознания?

4. Каковы социальные предпосылки возникновения сознания?

5. В чем заключается сущность рефлексии?

6. Феномен сознания с точки зрения диалектического материализма.

Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65]




4. ДИАЛЕКТИКА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

План

1. Исторические формы диалектики. Категории и законы диалектики

2. Познание как предмет философского анализа. Чувственное и рациональное познание.

3. Теория истины в философии и ее критерии

4. Научное познание и его специфические признаки.

Темы докладов и рефератов

· Противоречия как движущая сила развития научного познания

· Принцип системности

· Эволюция учения о причинности

· Явление и сущность

· Необходимость и случайность

· Конструктивная роль случая.

· Принцип историзма в философии

· Принцип целостности.

· Сущность восприятия и его роль в процессе познания.

· Сущность представлений и воображения.

· Роль эмоций в познании.

· Стремление к абсолюту: вопрос о достижимости абсолютной истины.

· Роль относительной истины в процессе познания.

· Практика как основной критерий истины.

· Роль практики в деятельности человека и познание.

· Интуиция и ее роль в деятельности юриста.

· Гипотеза как форма научного познания.

· Роль «включенного» и « невулюченного» наблюдения в научном познании

Вопросы для закрепления материала

1. Что такое «диалектика» в изначальном содержании этого понятия?

2. В чём сущность и непреходящая ценность диалектической полемики и диалектического спора?

3. Почему и как диалектика превращается в учение о развитии?

4. Что такое «универсальные связи бытия»? Назовите категориальные связи, определяющие эту универсальность

5. Что такое связи детерминации?

6. Назовите виды причинно-следственных связей

7. В чем заключается принцип историзма?

8. В чем заключается принцип целостности?

9. Назовите основные гегелевские постулаты диалектического отрицания.

10. Что такое «скачок»?

11. Какое место в философии занимает проблема познания?

12. Назовите субъект и объект познания

13. Дайте характеристику представлению как одной из форм чувственного познания

14. Назовите основные формы рационального познания

15. Что такое объективная истина?

16. Как определяется критерий истины?

17. Научное познание и его специфические признаки.

18. Соответствуют ли друг другу категории «чувственное» и «эмпирическое»?

19. Что такое включенное наблюдение?

Кейс-анализ

Цель игры: закрепить у студентов знания диалектического метода исследования. Тема дискуссии: «За и против смертной казни».

С этой целью группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Одна часть, используя диалектическую аргументацию и метод диалектического диалога, выстраивает аргументы за отмену смертной казни, другая – за ее сохранение. Диалог должен быть конструктивным. Его скатывание в обыкновенный спор означает проигрыш обеих команд. Выигрывает та команда, которая сможет найти более вескую аргументацию, поколебав позиции оппонентов.

Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65].

Деловая игра

Студентам предлагается разбиться на небольшие группы (по два-три человека) с целью создания (решения) деловых кроссвордов, раскрывающих сущность основных понятий и терминов по темам 3.1, 3.2 и 4. В кроссворде должно быть не менее 15 понятий (только существительных в именительном падеже, например: «действительность», «материя», «релятивизм» и т.п.). На работу отводится 20-25 минут, после чего производится обмен готовыми материалами. Первые, кто сумеет правильно разгадать кроссворд своих коллег, оцениваются по пятибальной шкале, исходя из сложности, актуальности и компитентативности представленного в кроссворде материала

Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65].

РАЗДЕЛ 5. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

Семинар 1. Человек в обществе

План

1. Философские концепции бытия человека.

2. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке.

3. Понятие личности. Этическая концепция И. Канта. Свобода и ответственность личности.

4. Материалистические и идеалистические концепции о смысле жизни человека.

Наши рекомендации