Формы отражательно-познавательных связей между
субъектом и объектом:
· Связи отражения (от объекта к субъекту);
· Связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания);
· Связи обозначения ( формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности их на познаваемый и другие объекты).
·
5.5 Пути познания:
· Репродуктивное познание (означает фиксацию моментов отражения в сознании и закрепление их в мыслительных образах такими, какими они были восприняты; без изменений свойств и связей в знании).
· Продуктивноепознание (означает творчество, творческий характер познавательной деятельности.
Атрибуты научно-познавательного творчества:
Творчество означает:
· Выбор значимой или сложной познавательной цели;
· Сочетание экспериментального теоретического уровня;
· Опору на обыденно-чувственные знания и опыт исследования других субъектов;
· Использование современной методологии и технической базы;
· Основательную информированность субъекта в основной и смежных областях исследования;
· Многообразие способов проверки полученных результатов.
Виды познания:
· Обыденно-практическое;
· Теоретическое (научное);
· Вненаучное.
5.6 Специфика научного познания:
· Предполагается познаваемость мира;
· Предполагается причинность и закономерность явлений и процессов природы;
· Объективность и достоверность познания;
· Высшим авторитетом считается только объективная истина;
· Применяются специальные средства познания (приборы, аппараты, инструменты и т.д.);
· Применяются теоретические и экспериментальные методы познания;
· Применяются математические методы описания.
Разновидности вненаучного познания:
· Паранаучное;
· Религиозное;
· Народная наука;
· Иррациональное.
Специфика религиозного типа познания:
· Познаваемость мира допускается только частично;
· Причинность и закономерность явлений ставятся под сомнение;
· Субъективная вера доминирует над объективным знанием;
· Превалируют чувственные и иррациональные методы познания;
· Велико влияние традиции и авторитета;
· Догматизм.
Разновидности иррационального познания:
· Интуиция,
· Ясновидение,
· Озарение,
· Яснослышание,
· Инсайт,
· Психометрия,
· Предчувствие,
· Восприятие во сне.
5.7 Виды истины:
Истина– адекватное отражение объекта познающим субъектом; это такое знание, которое соответствует объекту познания.
· Абсолютная истина – полное, точное, исчерпывающее знание о чем-либо.
· Относительная истина – истинное, верное, но неполное знание о чем-либо.
· Объективность истины – истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта); содержание и смысл информации об объекте познания.
· Субъективность истины – истина, зависимая от человека (субъекта). Может совпадать с объективной или не совпадать.
· Конкретность истины – соотносимость знания с определенным объектом познания.
· Абстрактность истины (абстрактное знание) – выражает возможность самостоятельного существования знания от объекта познания, когда в нем опускаются многие конкретные признаки, а общие, типовые – сохраняются.
5.8 Способы проверки истинности знания:
1. многократное повторение чувственного опыта; практический эксперимент.
2. теоретический критерий (формально-логическая или диалектическая проверка).
3. практика.
Практика -конкретная целенаправленная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого себя в целях удовлетворения своих потребностей и интересов.
Главные виды практики:
· материально-производственная деятельность;
· научно-исследовательская деятельность (эксперимент, опыт);
· управленческая деятельность и др.
Гносеологические функции практики (то, чем она является):
· исходным пунктом, основой, источником познания;
· целью познания;
· движущей силой познания;
· результатом познания;
· критерием истинности знания.
5.9 Методы научного познания:
· Метод(греч. путь к чему-либо) – способ достижения цели; совокупность приемов практического или теоретического познания (освоения) действительности.
· Методология – совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; учение о методах научного познания и преобразования мира; общая теория предметно-практической и познавательной деятельности.
Классификация методов научного познания:
· Общефилософский метод – совокупность всеобщих принципов, законов и категорий диалектики, регулирующих познавательную и практическую деятельность в целом.
· Общенаучные методы – приемы и операции, посредством которых решаются отдельные общепознавательные задачи:
· Эмпирические:
- наблюдение,
- эксперимент,
- обследование,
- обобщение,
- сравнение и др.
· Теоретические:
- анализ и синтез,
- индукция и дедукция,
- аналогия,
- абстрагирование,
- идеализация,
- моделирование,
- формализация и др.
· Специальные методы частных наук – приемы и операции, посредством которых решаются специфические задачи данных наук.
5.10 Формы научного познания:
Относительно самостоятельное выражение познавательного цикла и его результатов на различных стадиях и этапах исследования.
· Основные этапы исследования:
- эмпирический;
- теоретический.
· Основные формы научного познания:
- факты действительности,
- научные факты,
- проблема,
- гипотеза, ее доказательство или опровержение,
- теория.