Глава 1. Характеристика науки Нового времени
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральская государственная архитектурно-художественная академия
(ФГБОУ ВПО «УралГАХА»)
Доклад по истории и философии науки
на тему: «Характеристика науки Нового времени. Метод Рене Декарта»
Выполнила: аспирантка УралГАХА
Рыбалко К.Л.
г. Екатеринбург
2013г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Характеристика науки Нового времени……………………………3
Глава 2. Метод Рене Декарта………………………………………………….5
Заключение……………………………………………………………………...8
Список источников……………………………………………………………..9
Введение
В ХVII-ХVIII вв. начался следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Главным в философии этого периода становятся проблемы теории познания (гносеологии): что значит знать?; что пролагает дорогу к истине: ощущение или разум, интуиция или логика.
Происходит формирование идеи «субъекта» в науке и философии Нового времени» [6]. Эта идея, по мнению автора доклада, является одной из ключевых и актуальных в современной науке и философии, «так как ученый не является сегодня простым агентом социальных практик, выполняющим определенные извне исследовательские программы и, следовательно, избавленным от ответственности. Иными словами, он должен представлен как субъект исследовательской деятельности, способный свободно осуществлять им самим намеченные проекты и отвечать как за научную, так и за моральную состоятельность своих методов и результатов». [8]
Как уже было отмечено выше, основной задачей в философии Нового времени является поиск главного метода, который применим ко всем наукам, ибо знаний много, а всеобщего метода, с помощью которого можно проверить истинность знаний, нет. Таким образом, можно заключить, что другим актуальным сегодня вопросом является вопрос методологии, который сегодня является насущным для большинства ученых. Таким образом, значение философии и науки Нового времени чрезвычайно важно для сегодняшнего изучения, поскольку именно с этого периода началось пристальное внимание к науке как таковой, оформились два наиболее ярких и принципиально-важных вопроса современной науки: вопрос метода познания, вопрос «субъекта» науки. Для более подробного рассмотрения этих вопросов, источников их возникновения в философии и науке Нового времени обратимся непосредственно к характеристике науки Нового времени.
Глава 1. Характеристика науки Нового времени
Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках. «В это время вследствие интенсивного развития промышленности, мореплавания, торговли и великих географических открытий поток информации резко возрос, в результате чего колоссально расширился кругозор европейских ученых. Благодаря великим открытиям Н.Коперника (1473-1543), Г.Галилея (1564-1642) и И.Кеплера (1571-1635) возникает новое естествознание. Его отличительная черта - соединение теории, сформулированной на языке алгебры и геометрии, с заранее запланированным наблюдением и экспериментом. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских направлений. Этот период в развитии философии получил название гносецентристского (от греч. gnosis - знание, познание). Одно из таких направлений рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт (1596-165О), Б.Спиноза (1632-1677), Г.Лейбниц (1646-1716) и ряд других мыслителей. Другое философское направление - эмпиризм (от греч.empiria - опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон (1561-1626), Т.Гоббс (1588-1679) и Д.Локк (1632-1704).
Надо отметить, что философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму материализма того времени, а именно его механический характер.
Главнейшим приобретением естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный метод и метод анализа. Исследование явлений природы чисто аналитически, без применения синтеза породило у ученых привычку рассматривать природные процессы и явления в отрыве друг от друга, вне их всеобщей связи и взаимодействия, т.е. не диалектически, а метафизически. Поэтому в естествознании, а затем и в философии стал господствовать метафизический метод мышления. Научное знание эпохи Просвещения, бывшее ранее достоянием узкого круга людей, теперь распространяется вширь, выходя за пределы лабораторий и университетов. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук - в этом заключалась важнейшая черта взглядов передовых философов того времени. [4]Таким образом, можно выделить следующие характеристики науки Нового времени:
- Главным в науке Нового времени становится проблема познания и поисков метода истинного знания;
- Наука не знает границ. Наука не самоцель, ею нужно заниматься не ради забавного времяпровождения, не ради любви к дискуссиям. Она должна нести пользу человеческому роду, увеличивать его власть над природой;
- Особенностью науки Нового времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как главное средство достижения новых, практически действенных истин, на знание свободное от какой-либо ориентации на любые авторитеты.
- Науку Нового времени отличает ярко-выраженный методологический и рефлексивный характер;
- Идея «субъекта» как порождения науки Нового времени.
- Теорию познания Нового времени характеризуют два направления: эмпиризм (опора на опытно-экспериментальное естествознание) и рационализм (опора на математику).
Итак, рассмотрев общую характеристику науки Нового времени, автор доклада считает целесообразным рассмотреть все эти основные особенности в творчестве одного из представителей науки Нового времени – Рене Декарта.