Оценка этики прагматизма с точки зрения Философии Объединения

Джеймс признавал истинным и ценным только то, “что работает” или приносит пользу. Это означает, что он ставил знание и ценности в подчиненное положение по отношению к повседневной жизни. С точки зрения Философии Объединения, однако, подчинение знания и ценностей повседневной жизни, сосредоточенной на еде, одежде и крове, противоречит изначальной природе человека. Атрибуты повседневной жизни (еда, одежда и кров) должны основываться на ценностях истины, добра и красоты, а последние, в свою очередь, должны основываться на цели творения. Цель творения — это осуществление истинной любви (любви Бога). Следовательно, добро есть действие, сообразное цели творения. Полезное же для жизни действие не обязательно является добром. Конечно, если действие, представляющее пользу для жизни, согласуется с целью творения, оно оказывается добром. Джеймс в основу истины и добра ставил понятие полезности для жизни. Рассматривая понятие добра, правильнее было бы обратиться к цели жизни и цели, ради которой живет человек.

Согласно Дьюи, разум, включая понятие добра, является инструментом. Однако правильна ли идея о том, что разум есть инструмент? С точки зрения Философии Объединения, Логос (идея) формируется через действие отдавания-и-принятия, основанное на Сердце (целью является любовь), в которое вступают внутренний сон-сан и внутренний хён-сан. Внутренний сон-сан включает в себя умственные, эмоциональные и волевые способности, а внутренний хён-сан относится к идеям, понятиям, законам и математическим зависимостям. Поскольку внутренний сон-сан и внутренний хён-сан находятся в отношениях субъекта и объекта, внутренний хён-сан можно рассматривать как инструмент внутреннего сон-сан. С другой стороны, умственные, эмоциональные и волевые способности, являющиеся компонентами внутреннего сон-сан, могут рассматриваться как инструменты Сердца в осуществлении любви.

Дьюи, однако, утверждал, что и разум, и идеи являются инструментами для проведения социальных реформ. Теория инструментализма Дьюи была бы правомочна, если бы разум и идеи рассматривались как понятия, сосредоточенные на цели творения Бога. Но поскольку у Дьюи целью их использования является достижение изобилия в повседневной жизни, эта идея является ложной. Кроме того, есть категории, которые могут являться целью жизни, однако не могут стать средством жизни. Категория добра является не средством, а целью жизни.

Дьюи также утверждал, что, если наука станет развиваться по пути совершенствования общества, она будет находиться в полном согласии с ценностями. Научный прогресс, однако, не обязательно развивается в сочетании с ценностями. Единство факта и ценности будет достигнуто только тогда, когда целью науки станет осуществление цели творения, то есть осуществление любви Бога.

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА

Понятие культура охватывает все сферы человеческой деятельности, в том числе экономику, образование, религию, науку и искусство. Последнее занимает в культуре центральное место. Иначе говоря, искусство составляет сущность культуры. Сегодня во всем мире как в демократических, так и в коммунистических государствах, в развитых и развивающихся странах наблюдается вульгаризация, опошление искусства. Декадентское искусство порождает декадентскую упадочническую культуру. Если общая тенденция развития культуры не изменится, упадок неизбежно охватит весь мир. Поэтому необходимо создать новую культуру, а для этого развивать подлинное искусство. В этой связи назрела потребность в разработке новой теории искусства.

В прошлом наступлению новых эпох всегда предшествовало появление новых направлений в искусстве. Например, в эпоху Ренессанса особое положение занимали живописцы. В коммунистических революциях также важную роль играли представители литературы и искусства. Хорошо известно, что произведения Максима Горького способствовали революционному движению в России, а Лу Суня — в Китайской пролетарской революции. В наше время создание новой культуры также невозможно без участия деятелей искусств.

Рассмотрим ту роль, которую определенного рода искусство сыграло в становлении коммунизма. Революционное искусство, получившее название социалистический реализм, направлено на то, чтобы обнажить противоречия капиталистического общества и призвать людей к революции. С падением коммунистического блока социалистический реализм как художественный метод оказался дискредитированным и как бы исчез. Но мы считаем, что социалистический реализм, основанный на теории материалистической диалектики и исторического материализма, сохраняет определенное преимущество перед теми теориями искусства свободных обществ, которые философски обоснованы весьма слабо. И поэтому, хотя бы для того, чтобы преодолеть теорию социалистического реализма, необходима новая теория искусства.

Философия Объединения предлагает собственную новую теорию искусства, направленную на возрождение истинных ценностей, деформированных в современном искусстве, в частности в искусстве социалистического реализма, который отвергает ряд важнейших философских и теологических принципов. Теория искусства Философии Объединения ставит своей целью создание и упрочение новой культуры в мире.

Наши рекомендации