Метафизика в контексте культуры ХХ в
В противовес позитивистской программе элиминации метафизики из культуры в начале ХХ в. предпринимаются попытки трансформации содержания и задач метафизики, сведения ее к мировоззрению, осмыслению ценностей культуры и онтологии, выстраивания различных версий метафизики, в том числе и на основе нравственно-религиозного компонента.
Необходимость и важность метафизики стремились обосновать представители русской религиозной философии, ставящие задачу осмыслить целостность нравственно-религиозного опыта и, отталкиваясь от этого, перестроить философию. Здесь были предложены различные варианты метафизики. Так, Н Бердяев развивает эсхатологическую метафизику, в которой смысл истории видится в избавлении от объективации в конце истории, за пределами исторического времени. Л. Шестов связывает метафизику с “философией трагедии”, поднимая вопросы об абсурдности человеческого существования, о необходимости избавления от диктата разума над сферой жизненных переживаний, осмысления веросознания. П.А. Флоренский основы метафизики видел в вере. Идеи соборности сознания, реальности Всеединого Ума, Софии лежат в основании “метафизики Всеединства” (Е.Н. Трубецкой, С.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков).
Метафизика была и считается важнейшим компонентом и путеводной нитью постижения целостности бытия и его творца для других направлений философии ХХ в., которые также отталкиваются от осмысления целостности религиозного опыта. Метафизика неотомизма исходит из пристального рассмотрения Бога и сотворенного бытия, причем сопричастный Богу сотворенный мир природы и культуры изначально наделяется ценностным измерением. Общепринятой в неотомизме является сегодня экзистенциальная интерпретация связи божественного бытия и царства творения, предпринятая еще Жильсоном и Маритеном.
Не случайно в построении своей метафизики неотомизм сочетает традиционные томистские положения с видением человеческого бытия в философской антропологии Шелера, Плеснера, Гелена, в экзистенциальной герменевтике Хайдеггера и Гадамера, в персонализме Рикёра. Именно эти направления способствовали фундаментальной трансформации традиционной метафизики, ее повороту к экзистенциальным, ценностным измерениям бытия. Обозначим лишь некоторые идеи, обоснованные в рамках вышеназванных направлений, которые способствовали экзистенциально-ценнностной переориентации современной метафизики.
В метафизике М. Шелера, одного из основателей философской антропологии, утверждается метафизика абсолютных ценностей, высшей из которых является Бог как высшая форма любви. Личность для него является носителем ценностей, которые постигаются благодаря любви, направленной на личность и представляющей собой переживание ценностей. Акт переживания ценностей, среди которых Шелер выделяет вчувствование, сочувствие, любовь и ненависть, представляет собой не психический, а космический акт, обеспечивающий экзистенциальную сопричастность бытию.
Стремлением преодолеть традиционную метафизику с ее тенденцией к панлогизму и придать метафизике экзистенциальное измерение отличается и метафизика бытия, или “критическая онтология” Н. Гартмана, к которой он перешел от метафизики познания. В своей книге “Основные черты метафизики познания” (1921) он показывает, что метафизика познания предполагает рассмотрение субъект-объектных отношений в более широкой, онтологической перспективе с точки зрения укорененности человека в бытии – отсюда необходимость перехода от метафизики познания к метафизике бытия, и затем — к метафизике нравов и ценностей. Ценности не могут, с точки зрения Гартмана, познаваться рационально, они открываются лишь в актах любви и ненависти – особых ценностных чувствах, заставляющих человека мгновенно и безотчетно, то есть интуитивно, предпочитать один образ действий другим. Это говорит о существовании ценностей как неких предметностей объективного порядка за пределами субъективного мира человека, которые переживаются им в его эмоционально-аффективных актах.
Интерес к метафизике, ее возрождение в современной философии нередко осуществляется посредством обращения к докантовскому ее пониманию как спекулятивной философии, которая выражена в связной, логичной и необходимой системе общих идей и в терминах которой может быть интерпретирован каждый элемент нашего опыта. Такой подход характерен для британского философа А. Уайтхеда. Метафизика, с его точки зрения, есть не что иное, как описание общностей, которые приложимы ко всем деталям. Никакая метафизическая система не может надеяться полностью удовлетворить этим прагматическим критериям. В лучшем случае подобная система останется только приближением к искомым общим истинам. И тем не менее задача новой метафизики заключается в осмыслении принципиально новых категорий, которыми оперирует наука ХХ в., в нахождении онтологических оснований науки. Механицизму классической физики с ошибочными представлениями о “простой локализации” объектов и “подменой конкретности” абстракциями абсолютного пространства и времени Уайтхед в своем метафизическом переосмыслении противопоставляет “организм”, “клеточную теорию актуальности”, “уникальные события”, “пространственно – временной континиум”, видя в этом задачу метафизики. Уайтхед фиксирует таким образом историчность метафизики.
Историчность метафизики и ее проблем характерна и для позиции британского философа и историка Р. Коллингвуда. Для него задачей метафизики является выявление абсолютных предпосылок тех вопросов, которые ставятся людьми, в том числе и учеными, в процессе исследования природы. Метафизика это попытка выяснить, что люди определенной эпохи думают об общей природе мира.
Глубокий анализ метафизики, ее проблем, понятий и задач осуществил М. Хайдеггер. Для него метафизика связана с выходом за пределы сущего, он отождествляет метафизику с философией и считает, что она оперирует предельными понятиями, всегда заключающими в себе вопрос о целом и одновременно захватывающими вопросом самого вопрошающего.
Задача философии состоит не в том, чтобы давать ответы на все вопросы, а чтобы связывать человека посредством диалога со всем сущим, со всеми фундаментальными вопросами бытия, диалога, в котором все становится проблемой, диалога, которым являются сами люди, их способ бытия и их метод мышления. Такая философия учит вопрошать и постоянно находиться в этом вопрошании. Современная философия, с точки зрения Хайдеггера, является философией метафизической.
Таким образом, в различных типах и вариантах метафизики по-разному выражается фундаментальная структура философствования и философского вопрошания. Основная задача метафизики и состоит в выявлении этой фундаментальной структуры философствования и раскрытии тем самым структуры человеческого бытия.