Философия Древней Индии
1. Заполните таблицу
название школы | период возникновения | основатель | письменные источники | содержание учения |
Ортодоксальные школы | ||||
Веданта | ||||
Миманса | ||||
Санкхья | ||||
Ньяя | ||||
Вайшешика | ||||
Йога | ||||
Неортодоксальные школы | ||||
Джайнизм | ||||
Буддизм | ||||
Чарвака-локаята |
2. На ваш выбор кратко охарактеризуйте нравственно-этические принципы «Упанишад» или опишите содержание эпической поэмы «Махабхарата».
3. Используя дополнительную литературу, прочитайте буддийскую притчу, попытайтесь понять ее смысл и дать краткую характеристику.
4. Работа по глоссарию:
Используя материалы к лекции, выпишите и выучите наизусть краткие определения следующих терминов: Веды, Упанишады, Брахман, Атман, мета-психоз, пуруша, пракрити, карма, сансара, мокша, дхарма, нирвана, астика, настика, сутра, «Трипитака».
Философия Древнего Китая
1. Заполните таблицу:
название школы | период возникновения | основатель | письменные источники | содержание учения |
даосизм | ||||
конфуцианство | ||||
легизм | ||||
моизм | ||||
номинализм | ||||
Инь-Ян |
2. Опишите, как вы понимаете следующие высказывания Лао-цзы:
«Кто умер, но не забыт, тот бессмертен», «Знающий не говорит, говорящий не знает».
3. Используя дополнительную литературу, так же выпишите несколько понравившихся вам высказываний Конфуция и кратко охарактеризуйте, что они означают.
4. Работа по глоссарию:
Используя материалы к лекции, выпишите и выучите наизусть краткие определения следующих терминов: И-цзинь, Ши-цзинь, Шу-цзинь, Дао, Дэ, Ци, Инь, Ян, Жень, Сяо, И, Чжи, Ли, Фа, Сюнь-цзы, У-вэй, Лунь-Юй, Дао-дэ-цзинь, золотое правило нравственности, золотая середина, учение об исправлении имен.
Заполните таблицу «Досократовские школы»:
Название | Представители | Характеристика |
Милетская школа | ||
школа Пифагора | ||
школа Гераклита | ||
Элейская школа | ||
школа Левкиппа- Демокрита | ||
школа софистов |
2.Подготовьте презентацию на тему: «Классическая древнегреческая философия: Сократ, Платон, Аристотель».
3.Заполните таблицу «Направления эллинистической философии»:
Название | Представители | Характеристика |
кинизм (киники) | ||
стоицизм (стоики) | ||
эпикуреизм (эпикурейцы) | ||
скептицизм (скептики) | ||
неоплатонизм (неоплатоники) |
4. Работа по глоссарию:
Используя философский словарь и материалы к лекции, выпишите и выучите наизусть краткие определения следующих терминов: апейрон, апория, диалектика, майевтика, идея, анамнезис, материя, форма, нус, энтелехия, катарсис, апатия, гедонизм, эманация, автаракия, скептицизм.
Тема 3. Философия Средних веков Востока и Запада
1. Заполните таблицу «Периодизация средневековой западной философии»
апологетика | патристика | схоластика | |
Представители | |||
Краткая характеристика |
• Заполните таблицу «Направления средневековой философии»
номинализм | концептуализм | реализм | |
Представители | |||
Краткая характеристика |
3. Подготовьте презентацию на тему «Средневековые университеты».
4. Работа по глоссарию:
Используя философский словарь и материалы к лекции, выпишите и выучите наизусть краткие определения следующих терминов: теоцентризм, креационизм, персонализм, провиденциализм, ревеляционизм, апологетика, патристика, схоластика, универсалий, реализм, номинализм, концептуализм, «бритва Оккама».
Тема №4. Философия эпохи Возрождения
1. Заполните таблицу
Гуманизм | Реформация | Натур- философия | Утопия | |
Представители | ||||
Произведения | ||||
Основные черты |
2. Опишите: в чем состоит открытие Н. Коперника и какова его роль в развитии философской мысли?
3. Подготовьтесь к дискуссии на тему «Оправдывает ли цель средства?».
4. Подготовьте презентацию на тему: «Философия и искусство эпохи Возрождения на примере великих художников Ренессанса».
5. Работа по глоссарию:
Используя философский словарь и материалы к лекции, выпишите и выучите наизусть краткие определения следующих терминов: ренессанс, антропоцентризм, гуманизм, реформация, секуляризация, антиклерикализм, натурфилософия, микрокосмос, геоцентризм, гелиоцентризм, пантеизм, утопия.
Тема 5. Философия Нового Времени
• Заполните таблицу «Направления философии Нового Времени»
Сенсуализм | Эмпиризм | Рационализм | |
Представители | |||
Характерные черты |
3. Объясните смысл знаменитой гегелевской метафоры: «...Сова Миневры начинает свой полет лишь с наступлением сумерек».
4. Работа по глоссарию:
Используя философский словарь и материалы к лекции, выпишите и выучите наизусть краткие определения следующих терминов: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, индукция, дедукция, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, субъективный идеализм, солипсизм, агностицизм, монада, атрибут, модус, акциденция, агностицизм, «коперниканский поворот», априорный, апостериорный, трасцендетное, трасцендентальное, «вещь в себе», антиномия, наукоучение, диалектика, тезис, антитезис, синтезис, снятие, Абсолютный Дух, объективный идеализм.