Марксистская философия. Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX
Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою «специализацию», особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти сорока лет не только общие научные и политические интересы, но и личная дружба.
Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии», а также совместные с Энгельсом работы «Святое семейство» и «Немецкая идеология». К зрелым марксистским философским работам можно отнести «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельса.
В развитии марксисткой философии можно выделить несколько этапов. Первый характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.). На втором этапе осуществляется дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для третьего этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различных национальных культурах. В Германии она представлена творчеством Ф.Меринга и К. Каутского, в Италии - А. Лабриолой и А. Грамши, в России - Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер. Пятый этап развития марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей.
В настоящее время существуют различные варианты диалектико-материалистической философии, из которых мы рассмотрим прежде всего философию, созданную Марксом и Энгельсом. При этом формирование марксисткой философии понимается не как процесс чисто логический. Здесь учитывается, что с самого начала деятельности этих мыслителей решение философских проблем осуществлялось ими в непосредственной связи с решением насущных практических задач политической борьбы и в ходе полемики с идеалистическими теориями.
Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс определял философию как «духовную квинтэссенцию своего времени». Марксистская философия формировалась путем критического усвоения прежде всего лучших традиций немецкой классической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса.
Дальнейшее развитие философии осуществлено Энгельсом в «Людвиге Фейербахе и конце классической немецкой философии». Здесь дано классическое определение основного вопроса философии, рассмотрены вопросы истории философии. Энгельс выделил три недостатка прежнего материализма: 1) механистичность, 2) метафизический характер, 3) идеалистическое понимание общественных явлений.
Марксистская философия формируется и развивается как единый закономерный процесс - процесс диалектико-материалистического понимания природы, общества и человеческого познания. Она возникла и развивалась в неразрывной связи с практикой революционной борьбы рабочего класса, являясь философией рабочего класса. В ее задачу входило быть духовным оружием освобождения рабочего класса и всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством построения коммунизма.
Эта философия базировалась на науке и стремилась сама быть наукой. Она претендовала на установление нового взаимоотношения между философией и наукой, всеобщим и частнонаучным знанием, преодолевая крайности натурфилософии (философия есть наука всех наук) и позитивизма (наука сама себе философия).
К своеобразию марксисткой философии относится единство ее структурных разделов (онтологии, теории познания, логики, социальной философии). В этом ее отличие как от кантовской философии, игнорирующей онтологию, так и от гегелевской философии, отождествляющей онтологию и гносеологию.
Диалектика глубоко пронизывает все мировоззрение марксизма, являясь его душой. Ее органическое соединение с материализмом стало исторической необходимостью для обеспечения прогресса научного знания и решения назревших социальных проблем. Создание материалистической диалектики означало возникновение теоретической системы, принципы, законы и категории которой непрерывно развиваются и обогащаются новыми результатами познания и общественно-исторической практики.
Материалистическая диалектика опирается на предшествующее духовное развитие человечества. Ее непосредственными теоретическими источниками были: разработка диалектического метода немецкими идеалистами, фейербаховский материализм и великие естественнонаучные открытия, обнаружившие, что «в природе все происходит диалектически». Вместе с тем решающим фактором ее становления явилась социальная практика в виде пролетарской классовой борьбы. Поэтому классики марксизма с самого начала открыто провозгласили, что материалистическая диалектика является теоретическим выражением практики, осуществляющей «человеческую эмансипацию».
С диалектико-материалистических позиций Марксом и Энгельсом была разработана теория познания. Как и все материалисты, они признавали первичность и несотворимость материального мира.
Решая вторую сторону основного вопроса философии, т.е. как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру, в состоянии ли наше мышление верно отражать действительность, Энгельс раскрывает диалектико-материалистические взгляды на познаваемость мира.
Диалектико-материалистическая теория познания рассматривалась в марксизме как теория отражения. При этом отражение понималось как активный, а не пассивный процесс взаимодействия субъекта с объектом. Здесь преодолевается основной недостаток домарксистского материализма, который состоял в игнорировании роли практики, а тем самым и активности субъекта познания.
Отношения между субъектом и объектом понимались диалектически. Признавалось, что объективный мир детерминирует деятельность людей, их сознание, а также, что субъект активен. Опираясь на законы объективного мира, он познает его и целесообразно преобразует. При этом под субъектом познания понималась не только отдельная личность, но и группа людей и все человечество. Под объектом же понимался материальный мир, включенный в определенную человеческую практическую деятельность.
Проводя последовательно принцип единства диалектики и теории познания, Энгельс отмечал, что диалектика понятий является сознательным отражением диалектики движения действительного мира.
Введение принципа практики в теорию познания позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и бытия с диалектико-материалистических позиций. Практика рассматривалась ими как основа, средство, цель познания, а также в качестве критерии истины.
До возникновения марксизма господствовал идеалистический взгляд на общество и его историю. Открытие Марксом материалистического понимания истории устранило коренные недостатки прежних общественных теорий, как-то: идеализм в понимании общественной жизни, натурализм в понимании общества и абсолютизация роли личности в истории. Если Гегель освободил от метафизики понимание истории, сделав его диалектическим, то Маркс пошел еще дальше. Он стал рассматривать историю с диалектико-материалистических позиций.
Известно, что Маркс не дал специального названия своему учению о человеческом обществе и его истории. Это сделал позднее Энгельс, определив его как «материалистическое понимание истории»и как «исторический материализм». Сущность материалистического понимания истории Маркс и Энгельс резюмируют в «Немецкой идеологии» следующим образом: «Итак, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения - т.е. гражданское общество на его различных ступенях - как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д. и т.п... Это понимание истории, в отличие от идеалистического... объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной практики...». К материалистическому пониманию истории Маркс пришел не сразу, а на основе тщательного изучения политико-юридических форм и осознания того, что не они, а экономические, производственные отношения являются определяющими в жизни общества.
Термин «исторический материализм» Энгельс применил для «обозначения того взгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменении способа производства и обмена, в вытекающих отсюда разделений общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой». В дальнейшем материалистическое понимание истории стало рассматриваться в качестве основополагающего принципа исторического материализма как науки об обществе.
Материалистическое понимание истории было выдвинуто Марксом и Энгельсом в середине 40-х годов XIX в. как научная гипотеза. Для превращения этой гипотезы в научную теорию потребовалась длительная и кропотливая исследовательская, а также практическая работа. Маркс предпринял глубокие исследования прежде всего капиталистического общества, его экономической системы. Со времени появления «Капитала» Маркса материалистическое понимание истории превратилось в научно доказанное положение, а философский материализм был достроен доверху.
Исторический материализм Маркса полагает новый рубеж научного понимания социального развития, знаменуя собой рождение нового типа философской мысли. И дело здесь не в одной лишь гениальности Маркса. Родись он в XVII или XVIII столетиях, такая концепция не могла бы быть создана. Она возникла не только как личное открытие ученого, но и как закономерное теоретическое обобщение тенденций практической революционной борьбы целого общественного класса - пролетариата.
Открыв материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс внесли существенный вклад в научное понимание общества, создали образцы диалектико-материалистического объяснения социальной жизни. Их первое научное видение человеческого общества было научным в классическом ньютоновском понимании мира, где закон тождественен необходимости, повторяемости. На этой основе формировалась марксова идея о сознательном планомерном переустройстве мира на основе знания его законов.
Создание материалистического понимания истории, раскрытие роли материального производства как решающего условия исторического развития означало принципиально новое решение проблемы возникновения человека и общества. Так, Энгельс, в отличие от биологического подхода к решению проблемы человека, разработал социальный аспект антропогенеза. Он показал, что становление человека и общества - это единый процесс, получивший позднее название антропосоциогенеза. Связующим звеном между антропогенезом и социогенезом выступил труд в диалектическом единстве его материального и духовного моментов. Таким образом, был объяснен скачок от животного мира к общественному миру, доказано, что наряду с природной существует общественная реальность.
Основоположники марксизма выступили как против идеалистического противопоставления природы и общества, выступавшего в виде качественно различных духовного мира субъекта и природы, так и против натуралистических механистических концепций, которые стирали различия между ними. Рассматривая природные и общественные образования в единстве и взаимосвязи, они отмечали, что всякая историография должна исходить из природных основ общества, которые изменяются в ходе истории. Вместе с тем, раскрывалось и различие между ними. В частности, специфика общества виделась в сознательной, целеполагающей деятельности людей и в том, что если животные в лучшем случае собирают, то люди производят необходимые для них блага.
Односторонность натуралистического понимания истории Энгельс видел также в забвении того, что человек активно воздействует на окружающую природу и, изменяя ее, создает для себя новые условия существования. В то же время он отмечал, что неразумная деятельность человека вызывает как ближайшие, так и отдаленные негативные последствия в природе. Тем самым показывался противоречивый характер человеческой производственной деятельности.
Согласно историко-материалистическому учению Маркса развитие общества следует рассматривать как объективный, естественно-исторический процесс. Благодаря материалистическому пониманию истории стало возможным перейти к конкретному изучению общественно-экономических формаций. Создание формационного учения позволило рассматривать историю как поступательный процесс, в основе которого лежат объективно существующие законы. Учение об общественно-экономических формациях показало историческую неизбежность перехода от капитализма к коммунизму, что «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества».