Иррационалистические течения философии в XX веке

1. Развитие классической философии, стремившейся к выра­ботке целостного единого учения о мире и человеке, завершается к середине XIX столетия. В современной философии, получившей на­звание неклассической или постклассической, многочисленные шко­лы и концепции группируются вокруг нескольких основных направ­лений.

Философские школы сциентизма, разрабатывающие проблемы методологии науки, формируют мировоззрение тех слоев общества, которые видят в научно-техническом прогрессе универсальное сред­ство решения всех социальных проблем, абсолютизируют роль науки в системе культуры, в духовной жизни общества. Для сциентистской философии разрыв с классической традицией означает отрицание философско-мировоззренческих проблем с попыткой заменить фило­софию специальными науками. В неклассической философии все эти школы выражены различными направлениями позитивизма. Позити­визм («позитивный» - положительный) - влиятельное направление современной теории познания, исследующее сущность познаватель­ного процесса и методы получения нового знания.

Основатели классического позитивизма Огюст Конт (1736-1852) и Герберт Спенсер (1820-1903) утверждали, что науки должны быть организованы на эмпирическом «позитивном» знании, а не на умозре­ниях. Что касается философии, то она как наука невозможна, ибо ее предметом являются «метафизические проблемы», которые выходят за рамки объективной реальности, а, стало быть, не решаются известны­ми способами и методами научного познания. Познанию подлежат лишь факты эмпирического опыта - явления, а не сущности. Такое направление получило название феноменализм. Заявленный позитивистами феноменализм акцентирует внимание на прикладном характере науки: наука отвечает на вопрос «как», а не «почему». В «Курсе позитивной философии» Конт доказывает, что человеческий разум в своем разви­тии проходит три этапа: на первых двух пытается решить вопросы, кото­рые ему непосильны (ищет первоначало всех вещей, доказывает бытие Бога и т.п.), на третьем этапе - позитивном - разум отказывается от решения умозрительных проблем и свою задачу видит в накоплении опытных данных и формулировке эмпирических законов.

Сформировавшийся к середине XIX века позитивизм стал широко распространенным течением. Идеи Конта нашли свое продолже­ние в эмпириокритицизме (критика опыта), который стал второй сту­пенью эволюции позитивизма. Его основатели Э. Мах (1838-1916) и Р. Авенариус (1843-1896) считали, что познание есть описание так называемых «нейтральных элементов». Под «элементами» Мах имеет в виду человеческие ощущения, следовательно, познание - есть описание последовательности ощущений. Основателями эмпириокритицизма был сделан вывод о господстве в науке относительной истины. В отличие от классического позитивизма «махисты» не отбрасывают философию, а сводят ее до уровня методологии.

В 20-е годы XX века позитивизм принял форму логического позитивизма или неопозитивизма. Этот этап связан с именами Б.Рассела, М.Шлика, Р.Карнапа, О.Нейрата, Л.Витгенштейна и др. Ос­новные идеи неопозитивизма были сформулированы в рамках деятель­ности так называемого «Венского кружка», участники которого редуцировали (сводили) философию до уровня логического анализа язы­ка науки. Б. Рассел поставил задачу - создать идеальный язык науки наподобие языка математической логики, однако выяснилось, что вся­кая достаточно формализованная система содержит внутри себя тер­мины и теоретические конструкты, принципиально не определяемые в данной формализованной системе (теорема Геделя, 1932).

В дальнейшем логические позитивисты обратили внимание на про­блему критериев научного знания. Был, выдвинут принцип «верифика­ции» знания (выявления истины), согласно которому оцениваться в качестве истинных или ложных могут такие суждения, для которых мож­но, в конечном счете, указать наглядные чувственные основы в опыте (эксперименте). Речь шла о логической сводимости теоретического зна­ния к эмпирическому и верификации последнего. На этом основании ряд важнейших философских выводов, не подлежащих верификации на уровне чувственного опыта, объявляются ложными и несостоятель­ными.

Во второй половине XX века в рамках неопозитивизма сложилось течение постпозитивизма, основная установка которого гласит: ре­альность в науке обусловлена только фактуальным уровнем знания, хотя и признается автономный характер функционирования научных теорий. Наступление нового этапа в развитии философии науки связывают с выходом работы К. Поппера «Логика научного открытия» (1959), работы Т.Куна «Структура научных революций» (1963). Видные представители постпозитивизма К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейе-рабенд и др. предложили иные варианты понимания сущности науки, методологии, соотношения философии и конкретных наук.

Поппер разработал концепцию критического рационализма, тео­рию роста научного знания. Обнаружив ограниченный характер вери­фикации (т.к. в структуре научных теорий имеются суждения, которые невозможно верифицировать), он выдвинул принцип фальсификации как основы доказательства истинности или ложности положений науки. «Знание полагается научным, коль скоро оно хотя бы в принципе опро­вергаемо», т.е. ни одна теория не может охватить всю совокупность фак­тов. Наличие фактов, опровергающих теорию, есть показатель ее под­линной научности, а отсутствие - свидетельство ее ложности. После того как выяснилась ограниченность принципа фальсификации, Поппер пришел к идеям конвенционализма, следовательно, отказу от призна­ния объективности научного знания. Конвенция - соглашение ученых, единых в понимании картины мира, методов исследования, стиля мыш­ления, приверженных общей научной парадигме, т.е. образу мыслей.

Т.Кун предложил идею парадигмы (модели) научного знания, ко­торая определенное время господствует в науке, затем приобретает новое содержание и уступает место другой. Смена парадигм получила название научной революции. Лакатос сформулировал понятие «на­учно-исследовательской программы», исследовал структуру научной теории, Тулмин исследовал процессы эволюции научных теорий. В це­лом, для позитивизма характерно стремление ограничиться только изу­чением внутренних связей научного знания и абстрагироваться от вза­имоотношения науки и практики.

В XX веке появились теории «индустриального» общества Д.Белла, О.Тоффлера, защищающие научно-технический разум В них проводилась мысль, что с развертыванием НТР будут решены наиболее острые социальные проблемы и общество перейдет в новое «постиндустриальное» состояние. При этом технократия бу­дет играть особую роль в обществе.

2. Другим направлением в современной философии стал ирраци­онализм. В отличие от позитивистов, представители иррационализма утверждали, что философия может и должна быть самостоятельным учением о бытии, о мире и человеке. Но источником философского зна­ния, по их убеждению, не может быть ни вся совокупность конкретных наук, ни человеческий интеллект, разум в целом. Подлинная сущность мира и человека не может быть постигнута разумом (рациональным пу­тем). Она постигается внеразумными или «сверхразумными» средства­ми, особым актом интуиции, «чувствования» в самого себя и в окружа­ющий мир, который, по их мнению, иррационален в своих основаниях.

Иррационалистическая философия чаще всего развивалась как особая форма объективного идеализма. В основе мира, по убеждению А. Шопенгауэра, Н. Гартмана, Ф. Ницше, А. Бергсона лежит духовное по своей природе начало. Но это - не мировой разум, а некое бессозна­тельное, волевое, импульсивное начало: «мировая воля», «жизнь» и т.д. Описывая эту основу мира, пытаясь создать некое представление о ней, иррационалисты обращались к импульсивной, волевой, эмоциональной стороне человеческой психики и переносили ее черты на мироздание - деперсонизировали ее. Эта «тайна» построения иррационалистических философских систем видна в философии одного из первых иррационалистов Артура Шопенгауэра (1788-1860). Принимая тезис кантовской философии о том, что человеческому разуму недоступна «вещь в себе», существующая за пределами «явлений», философ спрашивает: откуда же берется сама уверенность в существовании «вещи в себе», не дан­ной в опыте? Эта уверенность, поясняет он, основана на том, что в нас самих есть проявление этой недоступной разуму «вещи в себе», такое проявление - человеческая воля. Это волевое, импульсивное начало в человеке объявляется проявлением Мировой воли. Иррационалис­тическая философия, разумеется, никогда не имела доказательств по­добных постулатов. Но, по выражению Ф. Ницше, она «сомневается в том, насколько вообще уместно доказательство».

Опираясь на традиции Шопенгауэра, в Германии и Франции скла­дывается философское направление, получившее название «филосо­фия жизни». Исходным пунктом философствования является понятие «жизни» как абсолютного, бесконечного начала мира, которое в отли­чие от материи и сознания, активно, многообразно, находится в веч­ном движении. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию.

Основателем этого направления считают немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900), который рассматривает «сознательную волю к власти» как сущность естественного потока жизни. У человека она проявляется в господстве сильного над слабым. На этом делении Ницше строит всю философию морали. Ницше полагал, что люди в своей массе живут не «научными истинами», в которых не нуждаются, а мифами. Массовое сознание мифологизировано. Эти иллюзии чело­века и способны «вписать» его в иррациональный поток жизни. Волюн­таризм Ницше – это воля к власти, которую сильный человек («сверх­человек») должен стремиться у себя максимально развить, чтобы стать творцом новых форм жизни.

Основателем интуитивизма в философии стал французский философ Анри Бергсон (1859-1941), который изложил суть своей кон­цепции в произведении «Творческая эволюция» (1907). Под интуици­ей он понимал некую мистическую способность творческих людей к получению истины путем внезапного «озарения», без участия разума и логического мышления. Жизнь понимается им как явление косми­ческое, выступает как творческий порыв. Развертывание жизненного процесса – это поток качественных непрерывных изменений, творе­ние, длительность. Попытки науки и ее методов осмыслить этот твор­ческий процесс, с точки зрения Бергсона, безрезультатны, так как они лишь огрубляют, разбивают его на отдельные стадии и делают без­жизненным. Сущность жизни может быть постигнута лишь интуици­ей, которая непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его ин­дивидуальной природой. Интуиция – основа философии и науки. Прогресс в истории существует благодаря творческой деятельности немногих личностей, достижения которых потом получают широкое распространение.

Психоанализ – одно из наиболее влиятельных идейных тече­ний XX века. Основы психоанализа как философской концепции были заложены Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Его идеи разви­вали К.Г.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, неофрейдисты В.Райх, Г.Маркузе, Э.Фромм, представители постмодернизма.

Фрейд открыл в сознании человека особую бессознательную сфе­ру, играющую, по его мнению, ведущую роль в человеческой жизнедея­тельности. Сложный пласт бессознательного, включающий в себя детс­кие переживания, большое количество комплексов, инстинктов (прежде всего, сексуальных), страхов, суеверий и т.п., вытесняется за порог со­знания, обусловливая большинство психических состояний человека.

Карл Юнг (1875-1961) утверждал, что существует более глубо­кий пласт внутреннего мира - коллективное бессознательное, яв­ляющееся общим для целых народов и эпох. Его содержание состав­ляют архетипы (прообразы), выражающие формальные образцы по­ведения человека. Как архетипы, так и коллективное бессознательное есть «внутренние продукты» психики человека, представляющие на­следственные формы и идеи всего человеческого рода. Эрих Фромм (1900-1980) разрабатывал целостную концепцию личности, исследуя механизмы взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования.

Экзистенциализм – философское течение, возникшее в 30-40-е годы XX столетия, однако, родоначальниками экзистенциализма счи­тают религиозного мыслителя XIX в. С. Кьеркегора, а также русского писателя Ф. М. Достоевского. Кьеркегор выступил против рациона­лизма классической философии, обвинив разум в том, что он погло­щает индивидуальность, «убивает личность». По мнению философа, самые глубокие истины - истины жизни и смерти - не познаются ло­гически, а переживаются непосредственно. Философствование и есть переживание вечного в конечном существовании человека, что значи­тельнее общих законом и закономерностей.

Представители экзистенциализма, М.Хайдеггер (1899-1976), К.Ясперс (1883-1969), Ж.-П.Сартр (1905-1980), Г.Марсель (1889-1973), А.Камю (1913-1960), X.Ортега-и-Гассет (1883-1955) и др. обратили внимание на субъективный мир человека, его переживания, выбор жиз­ненных поступков и, в особенности, на проблему человеческой свободы.

Основное понятие - «экзистенция» (существование) - означа­ет пребывание человека, в состоянии «бытие между» - между рожде­нием и смертью, отчаянием и надеждой и т.д. Человек уникален как личность и отличается от других людей природными данными, уров­нем самосознания, степенью осмысления своего бытия. Поскольку «эк­зистенция» каждого человека совершенно индивидуальна и неповто­рима, делается вывод о его трагическом одиночестве, «заброшеннос­ти» в мире.

Согласно Хайдеггеру («Бытие и время», 1927) есть два способа существования человека: неподлинное существование - все фор­мы отчуждения человека от общества и подлинное существование, которое проявляется, как правило, в кризисных, «пограничных» ситуа­циях. Именно тогда человек наиболее остро ощущает трагедийность своей жизни, ее мимолетность.

Человек, по мнению, Сартра, не создан в законченном виде ни Богом, ни природой - его существование предшествует его сущности. Это значит, что в течение жизни он должен «творить» себя, формиро­вать свою личность. Экзистенциализм приходит к выводу, что челове­ческая личность в своих глубинных основаниях не зависит от условий существования, в этом смысле человек «внутренне свободен». Свобо­да - фундаментальная характеристика человеческого существования. Свобода – это свобода выбора духовно-нравственной позиции инди­вида. В этом пафос экзистенциализма.

Наши рекомендации