Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа является обязательной формой изучения философии
Самостоятельная работа является обязательной формой изучения философии. Она способствует более глубокому усвоению курса и формированию навыков исследовательской работы. В процессе самостоятельной работы студенты дорабатывают лекции, изучают рекомендованную литературу, готовят рефераты и презентации, выполняют задания промежуточных контрольных работ, готовятся к семинарским занятиям. По всем темам курса философии в часы самостоятельной работы необходимо выполнить следующие задания.
№ п/п | Разделы и темы для самостоятельного изучения | часы | Содержание самостоятельной работы. |
Философия как способ познания и освоения мира. | Задание: 1.Прочтите (в дополнение к конспекту лекции) соответствующие параграфы обязательной литературы и сделайте краткое письменное резюме каждого из них. Резюме можно записать в рабочую тетрадь для семинарских занятий или же в тетрадь для лекций непосредственно после лекции. 2.При подготовке к семинару познакомьтесь со списком обязательной и дополнительной литературы, данной в планах семинарских занятий. 3. Подготовиться и знать ответы на вопросы: 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. 2. Миф как первая форма познания человеком себя и мира и источник философии. 3. Становление философии. 4. Предмет философии, эволюция его содержания в истории философии 5. Основной вопрос философии и две его стороны. 6. Материализм и идеализм как два основных направления в философии. 7. Структура философского знания. 8. Соотношение философии и науки. 9. Функции философии. Литература: Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2005. (Введение) Философия.Учебник/Под ред. Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. – М., 2005. (Часть II, глава 12, § 1.) Хрестоматия по философии. Учебное пособие/сост. П.В.Алексеев. - 3-е изд.- М.: Изд-во Проспект. - 2005. (Рассел. Б. Ценность философии; Кант И. Система философского знания, Виндельбант В. Что такое философия; Зиммель Г. Сущность философии; Бердяев Н. Потребность человека в философии; Соловьев В.С. Исторические дела философии.) Вопросы и упражнения для самоконтроля: 1.Каково соотношение мировоззрения и философии? 2.Дайте краткую характеристику типов мировоззрения. Отличаются ли они чем-нибудь от философии? 3. Почему, по вашему мнению, существуют столь противоположные оценки важности изучения философии? 4. Почему основной вопрос философии важен для характеристики философских убеждений? 5. Какие исторические формулировки основного вопроса философии вы можете привести? 6..Почему философия является квинтэссенцией мышления эпохи? Что позволяет ей выполнять эту функцию? 7.Какие другие функции философии вам известны? | ||
Философия Древнего мира. | Задание: 1.В тетради с конспектами лекций по философии дать краткую характеристику философии в Древней Индии и Древнем Китае. Перечислить и охарактеризовать основные школы Древнеиндийской и Древнекитайской философии, религиозно-философские учения буддизма и конфуцианства. 2. Найти в Интернете и прочитать фрагменты работ Фалеса, Анаксимандра, пифагорейской школы, Гераклита и Парменида. Далее, ознакомитеься с творчеством софистов и Сократа. Обязательными для ознакомления являются Демокрит, Платон и Аристотель. 3.Определить существенные признаки натурфилософского знания. Найти аргументы мнений досократиков о первоматерии. 4. Подготовиться и знать ответы на вопросы: 1. Предфилософия в древних цивилизациях. 2. Философия в Древней Индии: Упанишады, ортодоксальные и неортодоксальные школы. 3. Религиозно-философское учение буддизма. 4. Особенности становления и общая характеристика Древнекитайской философии. 5. Даосизм. 6. Конфуцианство как философско-этическое и религиозное учение. 7. Античная философия, её становление и этапы развития. 8. Милетская школа. 9. Пифагор и пифагореизм. 10. Гераклит как основоположник античной диалектики. 11. Атомистическая школа Демокрита. 12. Сократ, его философия, жизнь и смерть. 13. Объективный идеализм Платона. 14. Энциклопедическая философская система Аристотеля. 15. Эпикур и его философское учение. 16. Философия в Древнем Риме. 17. Значение античной философии для развития последующей мировой философской мысли.. Литература: Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос,2007, с.170-174. Горелов А.А. Основы философии. – М.: Издательский центр «Академия», 2007, с.6-3. Философия: Учебник / Под ред. В.П.Лавриненко.- 3-е изд. – М.: Юрист, 2007, с.31-36. Будда. / Сост. В.В. Юрчук.- 5-е изд.- Мн. Соврем. слово, 2006. Перельструз Л.В. Религии мира . Буддизм. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. Конфуций. / Сост. В.В.Юрчук.- 5-е изд.- Мн. Соврем. слово, 2006. Философия. Учебник/ Под ред. Д.Губина. Хрестоматия по философии. Учебное пособие/сост. П.В. Алексеев. | ||
Философия Средневековья и эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения. | Задание: 1.Перечислить этапы развития средневековой философии и названия учений, характерных для этих этапов. 2.Прочитать на выбор Аврелия Августина или Фому Аквинского, познакомиться, также по выбору, с кем-либо из представителем Византийской философии (восточного православия). 3.Прочитать в учебниках и на сайтах Интернета материал по философии эпохи Возрождения. Знать её основных представителей и их учения.. 4. Подготовиться и знать ответы на вопросы: 1. Становление и общая характеристика философии Средневековья. 2. Философия Августина. 3. Арабо-мусульманская философия. 4. Западноевропейская средневековая схоластика. Реализм и номинализм. 5. Философия Фомы Аквинского. 6. Философия эпохи Возрождения. 7. Зарождение философии Нового времени, её связь с научной революцией XVII в. 8. Материалистическая философия Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка. 9. Декарт – родоначальник дуализма и рационалистической философии Нового времени. 10.Философия французских материалистов XVIII века Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха. Вопросы и упражнения для самоконтроля: 1.Каково историческое значение философии Ф. Бэкона? 2.Чем характеризуется линия эмпиризма в европейской философии? 3.Какие основные черты рационалистической философии ХУII века? 4.«Мыслю, следовательно, существую» - кому принадлежит это высказывание? Как аргументировал свою позицию этот философ? 5.Какие идеи Дж. Локка вам кажутся наиболее важными? Обоснуйте ваш ответ. 6.Что вы можете сказать о социальной философии Т. Гоббса? 7.В чем особенность учения Спинозы о субстанции? 8.В чем выражался материализм и атеизм философов эпохи Просвещения? Литература: Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Глава 1.1. Философия. Учебник/Под ред. Д.Губина, (Часть I, глава 2.§ 3.) Хрестоматия по западной философии. Средние века. Возрождение, Новое время./ Составители Яковлева Л.И., Яковлева и др. | ||
. Классическая и постклассическая европейская философия конца ХVШ- начала ХХI в.в | Задание: 1.В тетрадях с лекциями кратко назвать исторические условия формирования немецкой классической философии, перечислить ее основных представителей. 2. Уяснить роль философии И.Канта в становлении немецкой классической философии, 3.Получить представление о философии Фихте и Шеллинга. 4.Особое внимание обратить на энциклопедию философских наук Гегеля, систему и метод в его учении разработку учения о диалектике. 5.Уяснить суть антропологического материализма Л.Фейербаха. 6.Выяснить исторические условия возникновения европейской постклассической философии . 7.Изучить основные положения марксистской философии знать её идейно-теоретические источники, этапы становления и развития. 8.Знать основные положения позитивистской философия О.Конта и его последователей, его исторические формы. 9. Иметь представление о философии А.Шопенгауэра как зарождении иррационалистического направления в постклассической европейской философии, «Философии жизни» Ф.Ницше и. философии Кьеркегора. 10.. Подготовиться и знать ответы на вопросы: 1.Психоаналитическая философия З.Фрейда и его последователей. 2.Прагматизм как философия иррационализма. 3.Феноменология. 4.Позитивистская философия ХХ века: 5.Экзистенциализм его основные идеи и разновидности. 6.Философия постмодернизма. Литература: 1.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2007, с.105-117. 2.Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е изд. – М.; Гардарики, 2008, 134-156. 3. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко.- 3-е изд. – М.:Юрист, 2007, с. 92-120. 4. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений. / Отв.ред. В.П.Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, с. 39-41. 5. Хрестоматия по философии. Учебное пособие/сост. П.В.Алексеев. (Кант И. Общая задача чистого разума; Гегель Г. Истинное и ложное.) Литература: Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Глава 1.1. Философия. Учебник/Под ред. Д.Губина, (Часть I, глава 2.§ 3, 4, 5.) Философия. Учебник/Под ред. Д.Губина, (Часть I, глава 6.) Хрестоматия по философии. Учебное пособие/сост. П.В.Алексеев. (Бекон Ф. Заблуждения людей; Локк Д. Вторичные качества предметов; Лейбниц Г. Принцип достаточного основания.). Лейбниц Г. Монадология. Сочинения в 4-х т. Т.1. - М.,1982. | ||
Русская философия. | Задание: 1.Дайте характеристику основных философских направлений в России XIX в. Обоснуйте свое мнение по вопросу, нужна ли нам сегодня русская философия»? 2. Подготовиться и знать ответы на вопросы: 1. Русская философия, её зарождение и особенности. 2. Философские идеи в литературных памятниках Киевской Руси и Московского государства. 3. Философия в России ХVIII – первой половине XIX в.в. 4. Философия В. Соловьёва. 5. Философия Бердяева. 6. Русская философия в XX в. Литература: Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Глава . 1.10. Философия. Учебник/Под ред. Д.Губина, (Часть I, глава 11, часть V, глава 31) Лосев А.Ф. Русская философия. В сб. Введенский А.И., Лосев, Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии/Сост., вступ.ст. примеч. Б.В.Емельянова, К.Н.Любутина. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. | ||
Философское понимание мира. | Задание: Подготовиться по вопросам: 1.Онтология как отрасль философии, учение о бытии. Понятие бытия. Понятие материального и идеального бытия. 2.Философское учение о материи. Современное диалектико-материалистическое понимание материи. 3. Движение как атрибут материи. 4 .Пространство и времякак формы существования материи. Диалектико-материалистическое понимание пространства и времени 5.Системность и самоорганизация бытия. Концепция глобального эволюционизма. 6. Диалектика как учение и метод. Принципы диалектики. 7. Основные законы диалектики. 8. Категорий диалектики. 9. Альтернативы диалектики. 10. Понятие картины мира. Религиозно-мифологические картины мира, Научная картина мира и её развитие. 11. Философские картины мира. Литература: Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Глава 1.6. Философия. Учебник/Под ред. Д.Губина, (Часть I, глава 8, 10, часть) Хрестоматия по философии. Учебное пособие/сост. П.В.Алексеев. (Маркс К. Философия активистская и философия созерцательная; Поппер К. Философия оракулов и восстание против разума; Гегель Г. Противоречия и скачки; Ленин В.И. К вопросу о диалектике.) Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Глава 1.7.; Глава 1.8.; глава 1.9. Философия. Учебник/Под ред. Д.Губина, (Часть I, глава 9. V, глава 27, 29, 30, 33, 34, 35.). Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учебн. пособие для вузов. В 3 ч. Ч.2. - М., Изд-во «Владос» - 1997. (Статьи: Артур Шопенгауэр; Огюст Конт; Фридрих Ницше; Зигмунд Фрейд; К.Поппер; К.Ясперс; Э.Фромм.) | ||
Общество как предмет философского анализа. | Задание: 1.Опишите природные и духовные предпосылки появления и развития общества. Подготовиться по вопросам: 1.Природа и общество как две формы бытия 2.Понятие глобальных проблем. Причины появления глобальных проблем, возрастание масштабов воздействия общества на природупри неразвитости экологического мышления и противоречивость всемирно-исторического процесса как главные источники глобальных проблем современности и причины глобального кризиса современной цивилизации. 3.Классификация современных глобальных проблем. 4.Проблема будущего человечества. 5.Составьте список наиболее значимых, на ваш взгляд, глобальных проблем. Раскройте их содержание. Литература: Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Глава 2.4.; Глава 2.8. Философия. Учебник/Под ред. Д.Губина, (Часть III, глава 15, 16, 20.) Хрестоматия по философии. Учебное пособие/сост. П.В.Алексеев. (Тейяр де Шарден. Феномен социальности или подъем к коллективной степени мышления; Соловьев В.С. Понятие развития.) Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 13. Предисловие. 1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2007, с.250-265. 2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е изд. – М.; Гардарики, 2008, с. 475-531. 3. Философия: Учебник / Под ред. В.Н.Лавриненко.- 3-е изд. –М.:Юрист, 2007, с.305-406. | ||
. Проблема человека в философии | Задание: 1. Соберите как можно больше определений человека, используя для этого материалы по истории философии. 2. Подготовиться и знать ответы на вопросы:
| ||
Философия сознания и познания. иза. | Задание 1.Изложите личное аргументированное мнение о наличии сознания в животных. 2.Опишите предпосылки появления сознания. 3. Подготовиться и знать ответы на вопросы: 1. Сущность сознания. Роль трудовой деятельности, языка и общения в появлении сознания. 2. Структура и функции сознания. 3. Сознание и бессознательное. 4. Сознание и мозг. Материальное и идеальное в сознании. 5.Гносеология как учение о познании. 6.Виды познавательной деятельности. 7.Чувственное и рациональное познание и их взаимосвязь. 8.Проблема истины в философии и науке. 9.Абсолютная и относительная истина. 10.Научное познание, его методы и формы. Литература: Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Глава 2.2.; Глава 2.3. Философия. Учебник/Под ред. Д.Губина, (Часть II, глава 13, 14, часть IV, глава 23, § 4, часть V глава 29, § 4, глава 30, § 3, глава 32.) Хрестоматия по философии. Учебное пособие/сост. П.В.Алексеев. (Лосский Н.О. Человеческое Я как предмет мистической интуиции; Фейерабенд П. Против методологического принуждения; Полани М. Личностное знание; Хайдеггер М. О сущности истины.) Литература: Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Глава 2.2. Философия. Учебник/Под ред. Д.Губина, (Часть II, глава 12, § 4, часть IV, глава 21, § 2.) Хрестоматия по философии. Учебное пособие/сост. П.В.Алексеев. (Юнг К.Г. Коллективное бессознательное; Фрейд З. Сознательное и бессознательное. |