Теоцентризм средневековой философии
Термин "теология" переводится как "учение о Боге (теос — Бог; логос — учение). Центральной своей задачей философы средневековья считали поиск убедительных доказательств существования Бога. Церковь относилась к этимпоискам довольно сдержанно. С одной стороны, она не противилась исследованиям в этом направлении, считая их богоугодным дедом. С другой же — хорошо понимала, что сам факт отыскания доказательств говорит об определённых сомнениях: люди вряд ли нуждаются в дополнительных аргументах, если их вера безусловна и крепка.
Одно из доказательств, ставшее знаменитым, и получившее название онтологическое доказательство бытия Бога", привёл в XI в. философ Ансельм Кентерберийский. Суть его в следующем.
Ансельм за аксиому принимает тезис: "Бог есть совершенство". Существование же входит, наряду с другими качествами, в понятие "совершенство" по определению, ибо если нечто не существует, то назвать его совершенным уже нельзя; не все необходимые для этого качества наличествуют. Следовательно, Бог существует.
Это доказательство построено на дедуктивном выводе (движение мысли от общего — к частному), оперирующем чистыми "универсалиями" (понятиями). В конечном счёте это напоминает словесную эквилибристику, и уже некоторые современники Ансельма это понимали. С таким же успехом, например, можно доказать существование "совершенного человека", понятие о котором есть в нашем уме.
Разум и откровение
Другим путем пошел самый крупный средневековый философ — Фома Аквинский, живший в XIII в. Фома разграничивает области философии итеологии: предметом первой являются "истины разума", к которым человек приходит путём логического рассуждения и опыта; предмет же второй — "истины откровения", доступные через божественное озарение, и не иначе.
Истины откровения иррациональны, то есть не могут быть логически обоснованными. Истины разума — это знания; истины откровения — вера. При этом вторые выше первых. Богословские истины "сверхразумны", но не "противоразумны". Поэтому Фома не только допускает поддержку со стороны разума в укреплении веры, но и сам приводит доказательства существования Бога.
Однако в отличие от Ансельма Фома ищет их не в логическом "жонглировании" универсалиями, а в самом действительном мире, как в творении Бога. Его идея проста: если Бог сотворил мир, а это так, то в самом этом мире можно найти доказательства существования Творца (подобно тому, как глядя на табуретку, мы догадываемся о существовании мастера, который её изготовил).
Доказательства Фомы Аквинского
Фома приводит пять доказательств. Рассмотрим их по порядку.
Первое из них основывается на понятии "движение". Всякая вещь движется под воздействием, какой-либо другой вещи, рассуждает философ. Эта другая — под действием третьей и т.д. Последовательность не может быть бесконечной; следовательно, должна существовать вещь, которая движет другие, но сама не нуждается в источнике движения, то есть должен быть Перводвигатель; это и есть Бог.
Второе доказательство опирается на понятия "причина" и "следствие". Всякое следствие имеет свою причину; эта причина сама является следствием другой причины; та, в свою очередь, — следствие третьей причины и т.д. (модель похожа на цепочку из костяшек домино). Стало быть, должна быть Первопричина, которая не нуждается в причине. Это и есть Бог.
Третье доказательство исходит из категорий "случайность" и "необходимость". Все вещи в мире случайны, то есть могут быть, а могут и не быть. Но если бы абсолютно всё в мире было случайным, то и сам мир был бы случайным. В таком случае его бы уже не было. Однако мир есть. Следовательно, в нём должна быть необходимость. Эта абсолютная и единственная Необходимость и есть Бог.
Четвёртое доказательство использует понятие "совершенство", что напоминает об аргументации Ансельма. Но ход мысли Аквинского иной. Вещи отличаются друг от друга степенью совершенства, констатирует он. Змея совершеннее червя, а человек совершеннее обезьяны. Стало быть, все вещи в мире можно расположить в воображаемый ряд, где каждая следующая вещь совершеннее предыдущей. Из них должна быть самая совершенная — это и есть Бог.
Наконец, пятое доказательство берёт за основу понятие "целесообразность". Мир устроен гармонично; одна вещь соответствует другим, а те — ей. На фруктовых деревьях, к примеру, сначала распускаются цветы, и только потом — листья, чтобы не мешать пчёлам опылять соцветия. Стало быть, существование каждой вещи подчинено определённой цели, замыслу. И эта цель — гармония. Следовательно, должен быть Целеполагатель — Бог.
Критика доказательств
Философы — современники Фомы и жившие позже выдвигали контрдоводы. Так, первые два доказательства были бы неопровержимыми, если бы было точно известно, что мир конечен, и число вещей, в нём тоже конечно. Однако никто ещё не доказал конечность мира; напротив, немало доводов в пользу его бесконечности.
Из третьего доказательства следует существование необходимости в самих явлениях природы, а вовсе не самого Бога. Это значит, что всякое случайное событие содержит в себе элемент необходимости, вытекающей из внутренней природы вещей. Прорастание пшеничных зёрен — необходимость; выпадение града — необходимость. Но что именно это растение погибает именно от этой градины — случайность. Иными словами, случайность — это точка пересечения необходимостей.
Четвёртое доказательство уязвимо в том отношении, что не существует, чётких и объективных критериев совершенства. Человек совершеннее обезьяны, когда создаёт орудия труда, изготовляет жилище и одежду. Но обезьяна совершеннее человека, когда нужно лазать по деревьям и срывать кокосовые орехи. Иначе говоря, совершенство может быть только в каком-то отношении, а не вообще.
Что касается пятого доказательства, которое часто признают наиболееубедительным, то нужно заметить, что оно вступает в явное противоречие стретьим, чего не заметил Фома. Действительно, в третьем утверждается, что все вещи в мире случайны; однако случайные вещи не могут гармонировать, соответствовать друг другу, что очевидно.
Споры вокруг этих доказательств не затихают и по сей день. Как бы то ни было, можно сказать, что пока на Земле живут люди, они будут размышлять по поводу веры, и будут спорить; вопрос остаётся открытым. Каждый — и верующий, и атеист — имеет право на свою позицию. Одному легче жить, будучи, атеистом; другому — с верой в Бога, Важно только, чтобы один не считал другого врагом только на том основании, что тот иначе мыслит, иначе представляет себе мироздание.
Философия Возрождения
К концу средневековья позиции церкви в Европе начинают ослабевать. Светская власть всё больше теснит власть религиозную. Это происходит в силу ряда причин. Развиваются и укрепляются ремёсла, возникают мануфактуры с чертами разделения труда, появляются серьёзные технические изобретения (печатный станок, доменный металлургический процесс, ветряные и водяные двигатели), активизируется торговля, растут города. Начиная с XII в. появляются первые университеты, нарастает престиж научного знания. Феодальные отношения, господствовавшие на континенте в течение столетий, начинают превращаться в тормоз общественного прогресса.
В духовной сфере намечается возврат к греческим ценностям. Появляются совершенно новые понятия, каких не было прежде: "личность", "инженер" (изобретательный), "студент" (жаждущий знаний). Начинается бурный расцвет искусств, прежде всего в Италии и в Испании.
Всё это сопровождалось нарастающей критикой религиозного мировоззрения. Изменилось и направление философских исследований, которые начали выходить из монашеских келий. Бурно развивается натурфилософия (философия природы); создаются философские системы, авторов которых интересует уже не просто возрождение того или иного античного учения, а самостоятельное исследование природы, основанное на познании её собственных законов. Джордано Бруно, позже казнённый инквизицией за свои еретические взгляды и требование передать государству церковные земли, разрабатывает, опираясь на идеи Коперника, теорию множественности миров. Галилео Галилей в своих натурфилософских сочинениях развивает новую картину мира, исследует механическую форму движения тел.
Философия Ренессанса уделяет внимание и социально-политическимучениям. Она приобретает черты антропоцентризма (антропос — человек): в центре внимания философов — личность, её интересы и развитие, её творческий потенциал. Философы подвергают критике существующие общественные порядки и социальную несправедливость. Томас Мор и Томмазо Кампанелла в своихпроизведениях "Утопия" и "Город Солнца" рисуют идеальные общественные устройства, лишённые частной собственности, деспотической силы государства, разделения на бедных и богатых.
В это же время Макиавелли, ставший в последующем знаменитым как "теоретик власти", провозглашает в своей работе "Государь" идеал политического вождя. Насилие, вероломство, жестокость — вот арсенал последнего. Нравственно всё, что способствует укреплению власти; где начинается политика, там кончается совесть; цель оправдывает средства — эти и подобные им принципы сделали эту небольшую по объёму книжку настольной книгой многих диктаторов.