Философская основа для абсолютной ценности
Системы ценностей христианства, конфуцианства, буддизма и ислама возникли приблизительно в период с VI века до н.э. по VII век н.э. В этот период истории людям приходилось безоговорочно подчиняться авторитетам. Поэтому общества того времени безропотно принимали учения Конфуция, Будды, Иисуса или Мухаммеда. Однако в наше время сохранение этих ценностей сопряжено с трудностями, так как современные люди обладают более практичным, аналитическим и логическим складом ума. Отсюда очевидна необходимость придать этим системам ценностей более современный характер с помощью их рационального объяснения.
В Древней Греции и на Востоке на основе изучения природы мудрецы вырабатывали представления о ценностях и жизни. В Китае, в частности, Чжу Си утверждал соответствие законов природы законам этики, убеждая, что законы природы соотносятся с законами этики человеческого общества. В наше время сходную позицию занимает марксизм, хотя его концепция закона природы ошибочна. Марксизм считает, что общество развивается по законам природы (иначе говоря, материалистической диалектики).
Следовательно, нам также необходимо исследовать природу и Вселенную, рассмотреть действующие там законы и как производное получить представление о ценностях. Закон, действующий во всей Вселенной, — Небесный путь — является критерием для определения этических и нравственных норм. Именно в этом заключается понятие философского обоснования абсолютных ценностей.
Перед нами встают вопросы о соответствии законов природы законам этики и о возможности непосредственного перенесения законов природы на законы этики. С точки зрения Философии Объединения, все сущее обладает дуальными аспектами сон-сан и хён-сан. Следовательно, можно прийти к заключению, что законы этики, являющиеся законами аспекта сон-сан, и законы природы, являющиеся законами аспекта хён-сан, находятся во взаимоотношениях соответствия.
Самым важным моментом при этом надо считать правильное понимание природы. Как уже говорилось в главе “Онтология”, марксизм базируется на неверном понимании природы и поэтому пришел к ложному выводу о развитии природы через борьбу противоположностей. В результате образ жизни, основанный на таком толковании природы, также оказался неверным.
Согласно философии Объединения, основополагающий закон Вселенной проявляется не в законах диалектики, а в законе отдавания-и-принятия, который, как говорилось в главе “Онтология”, имеет следующие характеристики: 1) коррелятивность; 2) целенаправленность и сосредоточенность; 3) порядок и местоположение; 4) гармоничность; 5) индивидуальность и взаимосвязанность; 6) сохранение индивидуальности и развитие; 7) круговое движение. Итак, рассмотрим представления о ценностях на основе этих характеристик закона Вселенной.
Вселенная имеет как вертикальный, так и горизонтальный порядок построения. Луна вращается вокруг Земли, Земля — вокруг Солнца, Солнечная система — вокруг ядра Галактики, а Галактика вращается вокруг центра Вселенной. Это вертикальный порядок построения Вселенной. С другой стороны, планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон двигаются каждая по своей орбите вокруг Солнца, являющегося центром притяжения. Это горизонтальный порядок построения Вселенной. Планеты располагаются в гармоничном порядке, и между ними нет какого-либо несоответствия или противоречий.
С точки зрения системы упорядоченности, семья — вселенная в миниатюре. Следовательно, в семье также имеется система упорядоченности, соответствующая системе упорядоченности Вселенной, а значит, и ценности, создаваемые на основе этой системы. В соответствии с вертикальным порядком построения Вселенной в семье устанавливается система вертикальных ценностей. Родители проявляют родительскую любовь к детям, а дети — сыновнюю любовь и почтение к родителям. В этом заключается система вертикальных ценностей на уровне семьи.
При перенесении этой системы на общество и государство можно прийти к различным видам других ценностей. Милосердие и справедливость правителя к народу и верность народа правителю; долг учителей по отношению к ученикам и уважение и послушание учеников к учителям; защита младшего старшим и уважение старшего младшим; власть начальников над подчиненными и повиновение подчиненных начальникам и т.д. — все это примеры вертикальных ценностей на различных уровнях.
В соответствии с горизонтальным порядком построения Вселенной в семье присутствует и система горизонтальных ценностей. Это гармоничная любовь между супругами и братская любовь между братьями и сестрами. Эта любовь в свою очередь перерастает в представление о ценностях и обнаруживается по отношению к коллегам, соседям, соотечественникам, обществу, человечеству и т.д. в виде таких ценностей, как доброжелательность, терпимость, справедливость, верность, вежливость, скромность, милосердие, сотрудничество, помощь, взаимопонимание и т.д.
Если такие вертикальные и горизонтальные ценности будут поддерживаться в обществе, последнее будет жить в мире и благотворно развиваться. В противном же случае в обществе воцарится смятение. Упомянутые ценности — не пережитки феодализма, скорее это ценности, которые человечество должно соблюдать вечно, ибо вечен закон Вселенной, а закон развития общества соответствует закону Вселенной.
Кроме того, закону Вселенной присуща особенность, которая также определяет индивидуальные ценности человека. Все индивидуальные существа во Вселенной участвуют в порядке построения Вселенной, одновременно сохраняя свои уникальные характеристики. В человеческом обществе каждый человек также развивает свои способности и одновременно вступает во взаимоотношения с другими людьми. Индивидуальные ценности включают в себя честность, праведность, воздержание, храбрость, мудрость, самообладание, терпение, независимость, стремление к самосовершенствованию, самоконтроль, справедливость, усердие, целомудрие и т.д. Все вышеупомянутые ценности позволяют индивиду совершенствовать самого себя.
Рассмотренные вертикальные, горизонтальные и индивидуальные ценности не новы. Их проповедовали конфуцианство, буддизм, христианство, ислам и другие религии. Однако не имея под собой философской основы, эти традиционные ценности утратили четкость. В результате сегодня они уже неспособны привлекать людей. Именно поэтому мы стремимся возродить традиционные ценности на прочной философской основе.