Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса
1) При изучении Раздела 1 (историко-философское введение) необходимо углубленное изучение - по выбору студента - одного из произведений отечественного или зарубежного философа ХХ века и подготовка доклада о прочитанном на практическом занятии. Такого рода работа призвана способствовать выработке понимания современных тенденций развития философской мысли, а также овладению навыками философского анализа различных типов мировоззрения.
2) При изучении раздела 2 (онтология) рекомендуется ознакомиться с концепциями бытия/небытия в работах современных российских и зарубежных философов (это можно сделать, используя электронные ресурсы информационно-образовательных порталов, например, ФЦИОР), определить собственную позицию по данному вопросу и аргументированно выступить с ней на обсуждении. Данный вид работы развивает навыки самостоятельного мышления и умение вести дискуссию. Изучение темы «Научные картины мира» требует от студента, с одной стороны, более глубокого ознакомления с результатами современной науки, с другой – умения увидеть их мировоззренческие смыслы.
3) Для лучшего понимания проблем философской антропологии рекомендуется самостоятельное ознакомление с гипотезами происхождения человека, а также результатами современных дискуссий философов, ученых и представителей церкви о сущности человека, начале жизни человека, смерти и бессмертии и т.п.
4) Изучение Раздела 3 (гносеология и методология) требует от студента умения рассмотреть юридические документы, а также изучаемые правовые дисциплины в целом с точки зрения использования в них философских и общенаучных методов, что способствует лучшему пониманию методологии права.
5) При изучении Раздела 4 (Общество. Цивилизация. Культура) самостоятельная работа студентов должна быть направлена на подготовку к участию в дискуссиях по проблемам и противоречиям современного общества, в том числе, в рамках Дискуссионного клуба Академии.
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Учитывая ограниченное количество часов, отведенных на аудиторные занятия, студентам заочной формы обучения следует максимально эффективно использовать:
1) Еженедельные консультации ведущих преподавателей, приходить на них с готовыми вопросами, самостоятельно выполнить все предлагаемые в рабочей программе тестовые задания, а также общие требования по изучению первоисточников (изучение по Хрестоматии, а также одного из философов ХХ века более углубленно).
2) Пользоваться сайтом Академии, на котором будут размещены необходимые материалы.
3) Использовать электронные ресурсы информационно-образовательных порталов, Веб-сайты по предметной области, ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.
Образовательные технологии
При освоении учебного материала курса Философии используются преимущественно активные и интерактивные образовательные технологии, способствующие созданию атмосферы свободной и творческой дискуссии как между преподавателем и студентами, так и в студенческой группе. Целью при этом является выработка у студентов навыков и компетенций, позволяющих самостоятельно вести исследовательскую и научно-педагогическую работу.
Методы, рекомендуемые для использования на лекционных занятиях:
1) Прочитать лекцию на небольшой фрагмент лекционного материала.
2) Объяснить на лекции другим студентам суть главных принципов излагаемых на лекции концепций и моделей.
3) Создание проблемных ситуаций, формулирование проблемных вопросов в процессе лекции, позволяющих большинству слушателей подключиться к эвристическому поиску.
Методы, рекомендуемые для использования на практических занятиях:
1) Организовать дискуссию на семинарских занятиях на определенную тему.
2) Творчески осмыслить изучаемый материал в выборе направления личных интересов в правоведении.
Методы, рекомендуемые для использования в индивидуальной работе со студентами:
- Подготовить тезисы доклада, выступления или сообщения на тематику данной дисциплины в научном студенческом обществе академии, на заседании философского кружка или на других научных мероприятиях, включая кафедральные и межкафедральные конференции.
Также используются:
- методика «малых групп»;
- рецензирование учебных пособий;
- методика презентаций проектов;
- «кейс-стади»;
- технология портфолио;
- дистанционные технологии;
- Интернет-конференции;
- встречи с ведущими философами и правоведами.
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
II | Лекции | Лекция-дискуссия | |
Лекция-презентация | |||
Практические занятия | Работа в малых группах «Аквариум» «Броуновское движение» «Мозговой штурм» Дерево решений «Эрудит» Дебаты «Кейс-метод» | ||
Итого: |
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 50% аудиторных занятий