Учение Господа Чаитаньи
В соответствии с учением Господа Шри Кришны Чаитаньи, высшего объекта любви всех преданных, суть всего Ведического знания содержится в следующих девяти положениях:
1. Кришна – единственный источник абсолютного знания
2. Он всемогущ
3. Он суть океан трансцедентного блаженства
4. Живые существа суть Его неотъемлимые частицы
5. Некоторые живые существа обусловлены материальной природой
6. Некоторые живые существа свободны от материальной природы
7. Все энергии Господа одновременно едины с Ним и отличны от Него
8. Беспримесная преданность – это единственное средство освобождения для обусловленных душ
9. Любовь к Верховному Господу – это единственная цель жизни
Первое описывает метод познания. Положения со второго по седьмое относятся к категории самбандха. Восьмое описывает абхидхейу, а девятое – прайоджану. Вместе со вводным предложением получается десять утверждений и их называют даша-мулой. В последующих двух главах мы более подробно рассмотрим самбандху и абхидхейу. Что касается прайоджаны, мы отошлем Вас к «Нектару Преданности», где в частях со второй по четвертую Шрила Прабхупада во всех подробностях описывает эти вершины трансцендентной науки. Смиренно следуя практике преданного служения, по милости духовного учителя в свой черед нам раскроются и эти сокровенные тайны.
«Чатур-шлока» Шримад Бхагаватам в свете Самбандхи, Абхидхей и Прайоджаны
В качестве примера анализа ведической мудрости в терминах этих трех категорий, рассмотрим знаменитую «Чатур-шлоку» Шримад Бхагаватам. На заре творения Господь Брахма удовлетворил Господа своими аскезами и преданным служением, и Господь лично предстал перед ним и поведал сокровенное знание Шримад Бхагаватам. Изначально Бхагаватам была поведана в четырех стихах (чатур-шлока), которые содержат в себе полное знание. И затем Вьясадева на наше благо «развернул» их в восемнадцать тысяч стихов, которыми мы теперь имем возможность наслаждаться. Убедимся же, что эти четыре стиха дейтсвительно содержат самбандху, абхидхейу и прайоджану, то есть Ведическое знание во всей его полноте.
(1) ахам эвасам эвагре
нанйад йат сат-асат парам
пащчад ахам йад этач ча
йо ‘вашишйета со ‘смй ахам
«О Брахма, это Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас, – тоже Я, Личность Бога, и то, что останется после уничтожения, - тоже Я, Личность Бога». (ШБ 2.9.33)
Этот первый стих передает самбандха-гьяну. Он описывает Кришну как всемогущий источник всего бытия, знания и блаженства. Он описывает также, что все живые существа, также как и материальный мир являются Его энергиями. Таким образом, этот стих охватывает утверждения с первого по четвертое из даша-мулы Господа Чаитаньи.
(2) рите ‘ртхам йат пратийета
на пратийета чатмани
тад видйад атмано майам
йатхабхасо йатха тамах
«О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной, – нереально. Знай же, что это – Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме». (ШБ 2.9.34)
Второй стих также описывает самбандха-гьяну. Он описывает взаимоотношения между живыми существами и материальной энергией, таким образом охватывая пятое и шестое положения даша-мулы.
(3) йатха маханти бхутани
бхутешуччавачешв ану
правиштанй аправиштани
татха тешу не тешв ахам
«О Брахма, как первоэлементы вселенной входят в космос и в то же время не входять в него, так и Я пребываю во всем сотворенном и в то же время существую отдельно от всего». (ШБ 2.9.35)
На первый взгяд может показаться, что этот третий стих тоже описывает лишь самбадха-гьяну, седьмое положение даша-мулы или одновременное единство и различие между Господом и Его энергиями. Но Шрила Прабхупада в своем комментарии дает нам дополнительное, более глубокое видение этого стиха. Помимо самбандхи этот стих также описывает и прайоджану, ибо именно таково видение чистого преданного, маха-бхагаваты, чьи глаза умащены бальзамом любви к Богу. Господь Чаитанья объясняет Рамананде Раю, что чистый преданный, даже взирая на окружающее его творение, видит не буквально его, а Того, кто стоит за ним стоит – Кришну в прекрасном образе Шьямасундары в желтых одеждах, павлиньим пером в волосах и флейтой в руках. Таким образом этот стих описывает высшее совершенство жизни – чистую любовь к Богу или девятое положение даша-мулы.
(4) этавад эва джигьясйам
таттва-джигьясунатманах
анвайа-вйатирекабхйам
йат сйат сарватра сарвада
«Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то нистало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели – всегда и везде, при любых обстоятельстах, как прямыми, так и косвенными методами». (ШБ 2.9.36)
Этот стих описывает абхидхейа-гьяну или метод постижения Личности Бога. Прямые методы, упоминаемые в этом стихе – это разнообразные методы преданного служения, начиная со слушания, прославления, памятования и т.д. Косвенные методы – это ограничения, которым необходимо следовать, такие как отказ от мясоедения, азартных игр, одурманивающих средств и недозволенных половых отношений, сведение к минимуму общения с непреданными и т.д. Этот процесс должен совершаться всегда и везде – другими словами, такое преданное служение должно быть беспрерывным и беспримесным. Таким образом этот четвертый стих охватывает оставшееся восьмое положение даша-мулы Господа Чаитаньи.
Таким образом категории самбандхи, абхидхейи и прайоджаны представляют совершенный инструмент для изучения священных писаний, и Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы учились пользоваться этим инструментом.