Вопрос5. Древнеиндийская философия
Философское мировоззрение возникло в середине первого тысячелетия до н.э.втрех относительно самостоятельных регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Первые философские школы выступали наследниками древних мифов. Однако уже тогда философия проявляла себя формой знания, основанной на критической оценке предшествующих традиций.
Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она практически всегда сохраняла тесную связь с верованиями людей. Начало философской традиции восходит к Ведам – древнейшему литературному памятнику древних индийцев. Веды – это собрание гимнов, молитв, заклинаний и обрядовых наставлений. Собственно философской частью Вед были Упанишады, которые легли в основу всей индийской философии. Важнейшими элементами понятийного аппарата древнеиндийской философии являются категории «сансара» и «карма». «Сансара» означает круговорот перерождений человека, который приносит душе страдание. После смерти душа вновь рождается в новом теле. «Карма» указывает на наличие причинно-следственной связи между нравственным поведением личности и характером ее перевоплощений. Согласно религиозным представлениям Вед, если жизнь прожита достойно, то новое рождение будет лучшим, и человек попадет в более высокую касту. Пройдя через тела людей примерно ста подкаст, можно оказаться в теле раджи или жреца-брахмана, а затем круговорот перерождений начинается заново, с самых низов.
В VII–VI вв. до н. э. в Индии сформировались шесть классических философских систем, провозглашавших Веды основным источником знания, и ряд неортодоксальных школ, споривших с некоторыми положениями священных книг. Ортодоксальные направления – это: веданта (исследует природу мирового духа Брахмана и его связь с миром); ньяя (занимается по большей части логикой и доказательством); вайшешика (знаменита учениемоб атомах, изучает физическую природу бытия), санкхья (объясняет природу явлений с точки зрения учения о развитии бытия и сознания); йога (одновременно и философская школа, и совокупность особых упражнений, образующих единство разума и тела, индивидуального и мирового сознания); миманса (в основном посвящена толкованию ведических религиозных ритуалов).
Самые известные из неортодоксальных течений: материалистическая чарвака, джайнизм и буддизм. Чарвака отрицает существование сверхъестественного мира, поскольку он не доступен нашим органам чувств, а то, что не доступно ощущениям, то и не существует; джайнизм учит суровому аскетизму, воздержанию от всех земных интересов и привязанностей. Особую ценность среди последователей джайнизма приобрел принцип ахимсы – уважения ко всему живому, поскольку индивидуальная душа находится во всех живых существах. Создателем оригинальной философии буддизма стал Сиддхартха Гаутама (Будда), живший в 563 - 483 гг. до н. э. Интересно, что сам Будда отрицал религию и богов, но после смерти был признан высшим божеством мировой религии – буддизма.
Основная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени,) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать. В буддизме считали единым основанием мира безличный мировой дух – Брахман. Это Абсолют, из которого рождается наш мир, и в который он циклически уходит, погибая в огне. Мир Брахмана – подлинный, чистый, бестелесный. Земной мир – его злое искажение. Мир вещей вокруг нас – иллюзия (майя), мешающая нам ощутить наше единство с Брахманом. Надо отрешиться от влияния чувств и понять, что мировой дух и наш собственный дух (атман) – одно и то же. Любое рождение человека на Земле в цепи сансары приносит душе страдание. Чтобы избавиться от страданий, человек любой касты еще при жизни может прервать цепочку рождений, вырваться из круга сансары и путем внутреннего озарения впасть в нирвану. Понятие «нирвана» означает состояние успокоения, переживания единства всего сущего в результате слияния с мировым духом – Брахманом. Таким образом, главной проблемой индийской философии был поиск пути спасения души из мира страданий. Этот путь – внутреннее совершенствование, самоограничение потребностей, духовность.
Особенности философской мысли Древней Индии:
1) на протяжении тысячелетий философия развивалась в тесной связи с религией, границы между ними размыты, и научная мысль не оказывала серьезного влияния на философию;
2) особое внимание в Древней Индии уделялось сознанию, достижение истины считалось результатом особого состояния сознания, вышедшего на уровень соединения с Брахманом;
3) философская мысль была ориентирована на внутреннее совершенствование личности и поэтому была тесно связана с этико-нравственными учениями.