Общей определяющей чертой метафизической концепции развития является отрицание противоречия как источника развития

Диалектическая концепция развития:

  • любой конкретный процесс развития рассматривается как средоточие и единство множества своеобразных и несводимых друг к другу, но взаимопревращающихся форм движения;
  • развитие как единство прерывности и непрерывности, количественных и качественных изменений;
  • единство тенденций поступательности и преемственности, повторяемости;
  • развитие как противоречие.

Развитие– это тип движения, изменения материальных и идеальных систем и объектов, в результате которого происходит необратимый, направленный переход из одного качественного состояния в другое, усложняется структура объекта и др.

Развитие осуществляется в двух формах:

– прогрессивное развитие – это тип развития, в результате которого осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному;

– регрессивное развитие – тип развития, в результате которого происходит изменение уровня организации от высшего к низшему.

Принцип универсальной взаимосвязи:

Связь явлений – это такое отношение между двумя явлениями, процессами, при котором изменение в одном сопровождается изменением в другом.

Отношение – философская категория, которая характеризует взаимозависимость элементов определённой системы.

Классификация связей:

1) в соответствии с иерархией структурных уровней материальной действительности;

2) многообразие связей на уровне живой природы: а) информационные; б) генетические;

3) внутренние и внешние:

4) в теоретической и практической деятельности:

5) существенные (это связи глубинные, устойчивые, определяющие специфику данного явления) и несущественные.

Закон– это необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями и процессами. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Законы диалектики (их три):

1) закон единства и борьбы противоположностей раскрывает в развитии его внутреннийисточник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. Гегель называет этот закон законом взаимопроникновения противоположностей. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие;

2) закон перехода количественных изменений в качественные:описывает механизм процесса саморазвития. Закон сформулирован Гегелем, который дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи;

3) закон отрицания отрицания:отражает общий результат и направленность процесса развития. Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое.

Отрицание– это всеобщий момент любого развития и изменения вообще, выражающий необходимость ликвидации в процессе развития или изменения одних явлений, свойств, связей и отношений и замены их другими явлениями, свойствами, связями и отношениями.

Отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трёх основных моментов: 1)преодоление старого; 2)преемственность в развитии; 3) утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель связывал, прежде всего, с прохождением в процессе развития трёх стадий: 1)утверждение или положение (тезис); 2) отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис); 3)отрицание отрицания (синтез).

Категории – это наиболее общие, существенные понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные свойства, признаки и отношения развивающейся действительности.

СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.

СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ.

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития филосо­фии. В разные времена разные философы отвечали на этот во­прос по-разному.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку на­ряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они дру­гие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных из­мерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные под­ходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

Концепция смысла жизни:

Гедонизм – связывает высшее благо и смысл жизни с удоволь­ствием, наслаждением.

Эвдемонизм– связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем;

Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов

Этика долга – жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу

Утилитаризм– жить– значит из всего извлекать пользу

Прагматизм– цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

Смысл жизни — это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (уста­новка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на исполь­зование всех человеческих потенций).

Иными словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем больше она ока­зывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.

Разумеется, эти общие представления о смысле жизни дол­жны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Конечность человеческого бытия – естественный закон при­роды. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смер­ти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью приду­мано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бес­смертие души (христианство).

Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

Наши рекомендации