Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии

Тема 4.1 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания.

Гносеология в системе философского знания. Понятие познания как деятельности, связанной с формированием идеальных образов реальности. Познание как объект философии. Проблема познания в истории философской мысли. Основные подходы к рассмотрению и оценке возможностей познания. Сущность агностицизма, многообразие его проявлений. Скептицизм. Гносеологический оптимизм. Сенсуализм и рационализм. Иррационализм. Интуитивизм. Условность классификационных оценок гносеологических школ и учений.

Субъект и объект познания. Уровни познания. Чувственное, логическое, интуитивное познание. Чувственное познание как отображение предметов в виде наглядных образов в результате деятельности органов чувств. Основные формы чувственного познания. Логическое познание как отображение внешнего мира в виде абстрактных образов. Основные формы логического познания. Взаимосвязи чувственного и логического познания. Интуиция как способность приходить к очевидно ясным выводам без осознания промежуточных логических построений. Философская полемика по проблеме природы интуитивного познания.

Истина как цель познания. Различие философских трактовок истины. Истина – субъективный образ объективного мира. Истина, заблуждение, ложь. Понятия абсолютной, относительной, конкретной, абстрактной, субъективной, объективной истины. Критерии истины; критерий логической непротиворечивости доказательства; практика – главный критерий истины. Практика как опыт, предметно-чувственное преобразование мира, как источник, цель, средство, результат познавательной деятельности.

Познание как социальный процесс.

Способы познания действительности: миф, религия, искусство; их задачи, приемы, особенности.

Научное знание как совокупность объективных истин в конкретно-исторический период социальной эволюции. Понятия объекта и предмета научного исследования.

Формы организации науки. Научное сообщество. Научные школы и коллективы. Экономические факторы развития науки. Возрастание темпов роста объема научных знаний. Научные революции, расширение и качественное совершенствование научной картины мира. Смена парадигм, научно-исследовательских программ, лидеров в развитии науки. Дифференциация и интеграция научных знаний. Углубление самопознания науки.

Цель научного исследования и источники прогресса научного знания. Противоречия между возрастающими потребностями практики и наличным уровнем знаний; между новыми фактами и существующими представлениями; между конкурирующими гипотезами, теориями и др.

Формы научного познания;факт, проблема, гипотеза, теория.

Факт действительности и факт науки. Проблема как знание о незнании, осознание ограниченности наличных возможностей науки. Гипотеза, ее сущность и роль в развитии научного знания. Вероятностный характер содержания гипотезы. Теория как наиболее развитая форма научного знания.

Соотношение предсказания, прогнозирования и планирования.

Наука в системе культуры. Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и науки.

Сущность и структура методологии. Философский, общенаучный и специальный уровни методологических проблем. Понятие философского метода. Общенаучные подходы.

Методы эмпирического познания; проблемы измерения, моделирование. Методы теоретического познания; понятие специальных методов; соотношение метода и методики.

Проявление форм научного познания в юридической науке; специальные методы в правовой деятельности; методологическая культура юриста.

Раздел V. Философия о человеке и обществе

Тема 5.1Природа и сущность человека.

Человек и общество

Предмет философской антропологии ее место в структуре знания; науки о человеке – биология, археология, этнография и антропология.

Человек как предмет философской антропологии. Философско-исторические типы решения проблемы человека в античной философии. Религиозная антропология. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения. Философия разума Нового времени. Механистические трактовки человека в эпоху Просвещения. Объективно-идеалистическая концепция Г. Гегеля. Антропологизм Л. Фейербаха. Метафизика воли А.Шопенгауэра. Ф.Ницше: воля к власти. Антропологические идеи экзистенциализм.

Основные подходы во взглядах на происхождение человека. Философско-натуралистические идеи. Теологические концепции. Теория эволюции Ч.Дарвина. Человек как биосоциальное существо. Труд, общение, речь – основные факторы антропосоциогенеза, развития психики, сознания человека.

"Человек", "индивид", "личность" – категории, характеризующие различные уровни и стороны понимания человека.

Специфическая человеческая форма активности. Человек как субъект целеполагания и деятельности в системе общественных отношений. Проблемы типологии деятельности.

Смысл жизни человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации.

Объект и предмет социальной философии, специфика предметов общественных и гуманитарных наук.

Научный взгляд на условия возникновения общества. Первые формы социального. Существенные признаки общества. Общество в узком и широком смысле.

Типология общества; возможные основания классификации, виды и типы общества.

Структура общества, его элементы и компоненты. Типология общественных отношений. Их различение по видам действующих субъектов, целям, средствам, роли в функционировании общества, значению для прогресса человека и человечества.

Основные сферы общественной жизни, их сущность, содержание, отличительные черты и функции: экономическая, политическая, социальная, духовная. Основные критерии разделения населения на социальные группы. Взаимообусловленность сфер общественной жизни. Понятие социального института и их типология. Общество как совокупность индивидов, социальных групп, классов, слоев.

Основные формы и уровни общественного сознания.

Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Культура как процесс самопознания человека. Универсальность культуры в жизнедеятельности человека и общества. Многообразие форм, видов, типов культуры.

Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Взгляды на источники, механизмы и цели общественного развития. Формационный и цивилизационный подходы, концепция технологического детерминизма.

Единство и противоречивость общества и природы. Эволюция взглядов на отношение общества и природы. Необходимость гармонии общества и природы.

Тема 5.2 Глобальные проблемы современной цивилизации

Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Актуальность проблемы направленности исторического процесса.

Признаки социального позитивного социального развития; научно-технический и технологический прогресс; усложнение структуры социальных систем; увеличение срока жизни людей; рост численности населения. Неоднозначности тенденций в обществе с точки зрения морали, психологии, биологии.

Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.

Человечество перед лицом глобальных проблем.Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем "природа – общество", "общество – общество", "человек – общество".

Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Римский клуб и проблемы глобального моделирования. Концепции экологического пессимизма, научно-технического оптимизма. Теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Порочность войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем.

Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.

План семинарского занятия

Тема 4.11.с Истина и ее критерии; подходы и решения

Основные категории и понятия по теме: "гносеология", "познание", "сенсуализм", "интуиция", "знание", "субъект", "объект", "истина", "заблуждение", "ложь", "критерий истины", "практика".

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Познание – способ или образ жизни человека?

2. Какие виды познавательной деятельности Вы знаете?

3. Что является главным результатом познания?

4. Какова структура познавательной деятельности?

5. Сущность рационального и иррационального познания?

6. Как соотносятся понятии "знание" и "истина"?.

7. Какова связь между знаниями и умениями, знаниями и возможностями?

8. Как можно назвать неистинное знание?

9. Нужен ли истине критерий?

10. Что такое практика?

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и генезис познания.

2. Структура познания.

3. Уровни и формы познания.

4. Функции познания.

5. Истина и ее критерии.

Фиксированные выступления: Проблемы гносеологии в истории философии. Соотношение познания, свободы и этики в деятельности юриста.

Литература:

Основаня:

Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С. 197-212.

Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 294-311.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 281-320.

Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 268-301.

Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

Дополнительная:

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

Смирнова Е.Д. О чем говорят парадоксы: их роль в познавательной деятельности // Вопросы философии, 2010, № 6, С. 55-66.

Ильин В.Н. Основная проблема теории познания // Вопросы философии, 2009, №7, С. 123-134.

Медушевский А.Н. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания // Вопросы философии, 2009, № 10, С. 70-92.

Оруджев З.М. К вопросу о возникновении человеческого разума // Вопросы философии, 2009, № 12, С. 68-79.

Наши рекомендации