Упражнения для закрепления учебного материала
1. Распределите нижеприведенные обозначения элементов схемы согласно их месту:
1. Конкретно-научная компонента философской проблемы науки
2. Философская компонента философской проблемы науки
3. Научные концепции, законы, понятия, категории и т.д.
4. Философские теории, направления, категориальный аппарат и т.д.
2. Охарактеризуйте следующие концепции взаимосвязи философии и науки:
Метафизическая; (трансценденталистская); позитивистская; антиинтеракционистская; диалектическая.
3. Прокомментируйте высказывание Демокрита:
«Знание природы скрыто в глубинах рудников или на дне колодцев»
Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест
1. Философские основания науки обеспечивают:
A) соответствие научного поиска теории познания;
B) стыковку научных картин мира, а также идеалов и норм науки с господствующим мировоззрением;
C) определение методологических ориентиров научного поиска;
D) подтверждение истинности научного знания;
E) определение критериев научности познавательных процессов;
2. Философия науки начинается с …
A) трудов А. Эйнштейна;
B) замысла понять логику и методологию научного познания;
C) теории научных революций Т. Куна;
D) первых шагов науки в период античности;
E) вопроса «что может дать наука для решения экологической проблемы?».
3. В каком способе познания мира формируется целостный образ мира в его соотнесённости с человеком, с его знаниями, достижениями искусства, с его поисками смысла жизни?
A) обыденном;
B) мифологическом;
C) религиозном;
D) научное;
E) философском.
4. Для философского подхода к рассмотрению познания характерным является:
A) изолированность познавательных структур от остальных сторон деятельности человека;
B) выявление только логических закономерностей познавательного процесса;
C) рассмотрение познания в широком культурно – историческом контексте, в связи с многообразием человеческой деятельности;
D) рассмотрение познания как отдельных, не связанных друг с другом достижений научной мысли у разных народов;
E) признание познавательного процесса как случайного открытия человечеством тайн природы.
5. Метафизика как метод мышления и познания возникает:
А) во времена античной философии;
В) во времена средневековой философии;
С) в условиях Нового времени;
D) в немецкой классической философии XIX века;
Е) только в западной философии XX века.
6. Эпистемология — это …
А) учении о бытии;
В) учение о боге;
С) учение о знании;
D) учение о развитии;
Е) учение о нирване.
7. Философско-методологический анализ принадлежит сфере:
A) практической деятельности;
B) естествознания;
C) технических наук;
D) социально-исторического познания;
E) эмпирического познания.
8. Понятие «наука» включает в себя:
A) выявление закономерностей развития отдельных научных дисциплин;
B) общие закономерности и тенденции научного познания;
C) деятельность по получению нового знания и результат этой – систему научных знаний;
D) деятельность научного сообщества;
E) обоснование практики.
9. Если судить ОЧЕНЬ СТРОГО, то теория НАУЧНОГО познания — это:
A) гносеология;
B) логика;
C) методология;
D) эпистемология;
E) просто «наука».
10. От философской теории познания методологию отличает;
A) изучение взаимодействия науки с другими социальными институтами;
B) теоретическая рефлексия процесса познания;
C) акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания;
D) направленность на внутренние механизмы развития научного знания;
E) парадигмальность познания.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Философия науки: сущность, содержание и функции.
2. Бытие науки: способы и формы.
3. Мировоззренческое содержание и значение науки.
4. Философия и наука.
5. Закономерности развития науки.
6. Логико-эпистемологический подход к возникновению науки.
7.Философские основания науки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Первоисточники
1. Аристотель. Сочинения в четырех томах [текст] / Аристотель. -М.: «Мысль», 1983
2. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. [текст] / Г.В.Ф. Гегель. -М.: Мысль, 1970
3. Мах, Э. Познание и заблуждение: Очерки по психологии исследования [текст]/ Э. Мах. –М.: БИНОМ, 2003. -456 с.
4. Поппер, Карл. Все люди — философы: Как я понимаю философию; Иммануил Кант — философ Просвещения [текст]/ Карл Поппер. -М.: Едиториал УРСС, 2003. -56 с.
Основная литература
1. Кохановский, В.П. Философия науки в вопросах и ответах [текст]: учеб. пособие / В.П. Кохановский. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -352 с.
2. Мамзин, А.С. История и философия науки [текст]: Учебное пособие для аспирантов / А.С. Мамзин. -СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
3. Розин, В.М. Наука. Происхождение, развитие, типология, новая концептуализация [текст] / В.М. Розин. -М.: МПСИ, 2008. -600 с.
4. Франк, Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией [текст] / Ф. Франк. -М.: Издательство ЛКИ, 2007. -512 с.
Дополнительная литература
1. Больцано, Б. Учение о науке (Наукоучение). Избранное [текст] / Б. Больцано. -СПб.: Наука. 2003. -519 с.
2. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования [текст] / Л.А. Микешина. -М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 464 с.
3. Ойзерман, Т.И. Проблемы историко-философской науки [текст] / Т.И. Ойзерман.-М.: «Мысль», 1969. -398 с.
4. Пружинин, Борис. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии [текст] / Борис Пружинин. -М.: РОССПЭН, 2009. -423 с.
5. Холтон, Дж. Тематический анализ науки [текст] / Дж. Холтон. -М.: Прогресс, 1981. -384 с.
6. Xюбнер, Курт. Критика научного разума [текст] / Курт Xюбнер. -М.: ИФРАН, 1994. -326 с.