Взаимодействие науки и философии

Наука и философия

Сам термин "философия" древнегреческого происхождения: "фило"- люблю, "софия" - мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию на Руси так и называли - "любомудрием". Однако сам термин мало что говорит о содержании этой науки. Можно сказать, что философия – это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру.

Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии.

Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков.

В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки. Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни.

В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность”. В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течение столетий.

Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Взаимодействие науки и философии

Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем опосредованным, как это имеет место в процессе зрения) и является восприятием – первым, основным и исходным видом знания. Все остальные виды и типы знания так или иначе производны от восприятия". Вот формулировка этой репрезентационной гносеологической установки.

Кант попытался занять более гибкую позицию в данном вопросе. Постулируя факт существования знания как такового, он переводит проблему в иную плоскость. Его интересует не источник знания и тем более не вопрос о том, есть ли оно (это факт), а проблема существования знания вообще, вопрос о том как возможно такое существование.

Структурируя проблему Кант ставит ряд классических кардинальных проблемных вопросов. Ответ на первые два ("Как возможна чистая математика?" и "Как возможно чистое естествознание?") он дает положительный, а вопрос о том, возможна ли метафизика как наука, решается им двояко.

С одной стороны, она безусловно не может назваться наукой, как физика или математика, несмотря на все исторические претензии, предпринимаемые ею в это отношении. Любую науку, например, математику, мы можем изучить как целостный предмет, "ибо доказательства здесь столь очевидны, что каждый может в них убедиться; вместе с тем, в силу своей очевидности, она может, так сказать, сохраняться как надежное и прочное учение". Философии научить нельзя, так как она не представляет собой завершенную систему проверенных знаний. С другой стороны, Кант ставит проблему становления философии как особой науки и формулирует необходимые для этого условия. Философия должна заниматься критикой чистого разума, метафизикой природы, метафизикой нравов.

На базе интерпретаций данных сторон учения Канта возникает множество интерпретаций философии, наиболее крупными из которых являются марбургская и баденская школы неокантианства.

Марбургская школа выступает против психологизма в истолковании философии. Поэтому наука здесь трактуется как важнейшая форма упорядоченной человеческой культуры. Разум становится производным от науки, как бы воплощается в ней в виде методов и принципов, а поэтому философия как форма рационального-теоретического сознания должна строится по данному образцу. Такая философская установка реализуется

Такое понимание философии вело к особой трактовке ее места и предназначения в обществе. Философ выступал не от себя лично, а как бы от имени Разума, от имени законов устройства мира, а поэтому мог претендовать на роль поучающего субъекта. Это придавало философии высокий просветительский пафос, основанный на вере в силу Разума, с помощью которого мы можем привнести в наши межличностные отношения, в нашу общественную жизнь законы гармонии, царящие в мире. Правда, на этом же положении строилось представление о том, что большинство людей являются некой инертной массой, полной всяческих предрассудков. Избавлением человечества от этих предрассудков должен был также заниматься философ, который в этом случае выступал не от своего имени, а от имени познанного разумного и целесообразного устройства мира.

Наши рекомендации