Предмет и структура философии как специфической области знания
Философия как любая область научного знания имеет свой объект исследования. Объектом философского исследования является весь мир и человек. Центральная проблема философии заключается в выявлении всеобщего во взаимодействии мира и человека. Поскольку мир и человек, находясь во взаимодействии друг с другом, постоянно развиваются, следовательно, может показаться, что предмет философии не просто проблематичен, а даже не может быть определен. В действительности совсем не так, предмет философии стабилен, а вот содержание знания, которое осмысливает философия, меняется, следовательно, меняется всеобщая картина соотношения мира и человека. Стабильность предмета философии определена структурой философского знания и теми проблемами и вопросами, в которых высвечивается ее предмет. В структуре философского знания можно выделить теоретическую и практическую философию. Теоретическая философия выясняет онтологически-гносеологические проблемы. Вопросы о сущности мира, бытия, источниках его развития, о его конечности и бесконечности изучает онтология, то есть наука о бытии.Вопросы познаваемости мира, структуры познания, истины и ее критериев изучает гносеология, то есть наука о познании. Логикакак наука о формах и законах правильного мышления изучает особенности мыслительной деятельности, возможные ошибки при абстрактно-логическом познании. Все эти науки изучают теоретические проблемы в философии. Практическая философия исследует вопросы бытия человека и его взаимодействия в обществе. Выясняется, прежде всего, что есть человек, его природа и сущность, как возникает общество, каковы его источники, движущие силы и механизмы развития, все эти проблемы и вопросы изучает социальная философия. Проблемы о соотношении добра и зла, вопросы норм и правил поведения человека изучает этика. Проблемы о соотношении прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного в жизни и искусстве выясняет эстетика, то есть наука о красоте и ее закономерностях в искусстве. Философия как тип мировоззрения, несомненно, должна решать проблему ценностей и оценки мира и человека. Аксиология – наука, изучающая ценности. Предмет философии включает в себя историю философии. Именно в истории философиискладывается категориальный аппарат и основные принципы философии как науки (развития, всеобщей связи, причинности и т.д.), без которых философия не могла быть наукой. Такова структура философского знания.
Но философия - это необычная наука, она есть еще и мировоззрение, следовательно, она отличается от науки и в тоже время имеет общие черты с наукой. Философию роднит с наукой то, что она представляет собой систему знаний, но на этом общность знания заканчивается. Философское знание отличается от конкретных наук, тем, что философия сама не открывает нового знания, а берет знание конкретных наук, осмысливает, создавая целостную картину о мире и человеке. Философия отличается еще от науки специфичностью своих проблем, ибо проблемы философии являются всеобщими, вечными и предельными. Вечность проблем философии не означает, что они неразрешимы, напротив, в процессе их разрешения происходит глубинное осмысление в каждую историческую эпоху соотношения мира и человека. Всеобщность и предельность проблем связана с выяснением предельных оснований взаимодействия человека и мира в исторических условиях.
Философии как особому виду знания, присущи черты, сближающие ее с искусством. Во-первых, в философии наиболее выражен личностный характер познания и осмысления проблем. Во-вторых, в философском изложении основных проблем используется специфический язык, порой родственный языку искусства, один из представителей философии экзистенциализма Жан-Поль Сартр утверждал, что если человек хочет быть философом, он должен писать романы. В истории мысли встречаются философы-поэты и писатели (Ф.Ницше, Сартр и др.), а среди писателей встречаются философы (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.). Но философия отличается от искусства, ибо выражает мир в понятийной форме, а искусство в образно-художественной форме.
Следует отметить, что к середине ХХ века в философии сложилось несколько точек зрения на понимание ее предмета. Во-первых, утверждалось, что философия есть конкретная наука, исключалось различие между философией и наукой (позитивизм в различных формах, о чем будем говорить при изучении данного направления). Во-вторых, философия есть наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления (философия марксизма, о ней речь пойдет в философии XIX века). В-третьих, философия представляет собой нечто среднее между наукой и искусством, данные идеи были высказаны в философии жизни и экзистенциализме. В-четвертых, философия понимается как нечто среднее между наукой и религией, такую трактовку предмета философии предлагали и предлагают религиозные философы ХХ века.
Итак, философия представляет собой научное мировоззрение, осмысливающее все имеющееся знание о мире и человеке, а также определяющая место человека в этом мире. Предмет философии неразрывно связан с основным вопросом философии.
3. Сущность основного вопроса философии и исторические варианты его решения.
Основной вопрос философии, главный вопрос вокруг которого группируются вопросы и центральная проблема философии. Традиционно считается, что вопрос о соотношении мышления и бытия возник еще в античности, когда решалась проблема первоначала, проблема соотношения бытия и небытия, бытия подлинного и бытия неистинного, в последующих философских системах проблема соотношения души и тела, природы и разума, материи и сознания.
Однако впервые этот вопрос был сформулирован немецким мыслителем И. Кантом в XVIII веке как три вопроса: «Что я должен знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Причем Кант свел воедино все эти вопросы, определив его как главный вопрос «Что такое человек?», тем самым, указав, что вопрос о человеке является основным в философии.
В классическом варианте основной вопрос философии был сформулирован в марксизме, в XIX веке. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» утверждал, что основной вопрос философии – этот вопрос о соотношении бытия и мышления, материи и сознания. Отмечалось, что основной вопрос философии имеет две стороны: онтологическую, где осмысливается, что первично, и гносеологическую, где решается проблема познаваемости мира. При решении онтологической стороны основного вопроса философии возникают два направления: материализм и идеализм. Материализм– направление в философии, которое за первоначало всего признает материю. Исторически материализм сложился в трех основных формах: стихийный, метафизический и диалектический. Стихийный материализм возник в античной философии, за первоначала он принимал какую-либо стихию (огонь, воду, воздух, апейрон и т.д.). Этому материализму был свойственен гилозоизм, то есть наделение стихии душой, что позволяло стихии развиваться. Основные представители этой формы материализма – древнегреческие мыслители, Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Анаксимен. Метафизическийматериализм представляет собой направление в философии, в котором за первоначало признается природа, материя, но для возникновения мира из этого первоначала необходим толчок, таким толчком выступает Бог. Основными представителями это формы материализма были Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, М.В. Ломоносов и др. Диалектическийматериализм за первоначало признавал материю, способную к саморазвитию на основе внутренних противоречий. Основными представителями диалектического материализма были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.
Идеализм – направление в философии, которое за первоначало признает сознание, мышление. В истории философии идеализм существует в двух формах: объективный и субъективный. Объективный идеализм признает за первоначало сознание божественное или мировое. Основными представителями являются Платон, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Г. Гегель, В. С. Соловьев и другие. Субъективный идеализм признает за первоначало сознание отдельного человека. Основные представители – Д. Юм, Дж. Беркли, И. Кант, А. Шопенгауэр и другие.
Вопрос о познаваемости мира решается не однозначно, как утверждал Ф.Энгельс, что «все материалисты и объективные идеалисты признавали познаваемость мира, а субъективные идеалисты, отрицали» возможность познания мира вообще или частично. Мыслители, которые отрицали познаваемость мира, называются агностиками. Классическое решение основного вопроса философии используется в философии марксизма и неомарксизма.
В философии ХХ века переосмысливается не только предмет философии, но и его основной вопрос. Философия экзистенциализма и философская антропология придерживаются кантовской трактовки основного вопроса философии «Что есть человек?». Философия позитивизма отрицает существование основного вопроса философии. Таковы основные варианты решения основного вопроса философии.