Сецификафилосовского знания
Мировозрепние и его исторические типы
Мировоззрение - система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире.
Философия часто определяется как мировоззренческая форма сознания, однако не всякое мировоззрение есть философия. Человеческие фантазии о мире сохранились в исторической памяти и получили выражение как мифы.
В современной жизни мифы - иллюзорные мировоззренческие идеи о расовом, национальном превосходстве, об НЛО, о новейших панацеях и т.п.
Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, основанная не на теоретических доводах, а на художественно-эмоциональном переживании мира, иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием социальных процессов и своей роли в них большими группами людей.
В отличие от науки мифилософия объясняет все, для нее нет непознанного. Мифилософия – самая ранняя, а для современного сознания – архаичная форма мировоззрения.
Другая форма мировоззрения - религия. Зародилась в недрах нерасчлененного, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, апеллирует к образному мышлению и чувствам (любви, благоговения, надежды, веры).
В отличие от мифа земное и сакральное не смешиваются. Творческая всемогущая сила - Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение.
На протяжении истории религиозное сознание развивалось, приобретая многообразные формы в разные эпохи у разных цивилизаций. Общее в них – поиск высших ценностей, истинного пути жизни, перенос их в трансцендентную, потустороннюю сферу, в вечную жизнь. Вся практика человека и его помыслы оцениваются по этому высшему, абсолютному критерию.
Религия стоит между мифологией и философией. Общее с философией: взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов.
Религия - сознание массовое, а философия - теоретическое. Религия требует веры, которая здесь выше разума, а философия требует доказательства, разумного обоснования. Дорациональные мировоззренческие формы исторически и логически предшествуют философии. Мифологическое сознание - сознание глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание - первый взгляд человека в вечность, осознание единства человеческого рода, прочувствование универсальной целостности бытия.
Мировые религии. Христианство (с I в.). Главная идея – эсхатологическая (второе пришествие, конец света, конец земной истории). После ждет жизнь вечная, но только праведное меньшинство человечества. Чтобы удостоиться ее, надо жить по заповедям любви к Богу и людям.
Буддизм (с VI в. до н. э.) - стремление к нирване («угасанию, затуханию» жизни). Поскольку страдание - неизбежное следствие существования и потребностей человека, избавиться от страдания можно подавлением потребностей и страстей, поднимаясь по лестнице нравственной жизни. Высшая ступень - нирвана - высшее блаженство, всеобщее милосердие и любовь.
Ислам (с VII в.). Абсолютная власть над миром - у единого Бога, его воля навечно предопределяет судьбу каждого.
Философия и религия в истории по-разному взаимодействовали.
Сецификафилосовского знания
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат; однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.
Можно выделить также следующие особенности философского знания:
1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.); 2).носит предельно общий, теоретический характер;
3). содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; 4.)во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
5)Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное. 6)является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; 7). изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; 8)имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя; 9)испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; 10) в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется; 11)опирается на категории – предельно общие понятия; 12)неисчерпаемо по своей сути;
13) ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.
Философия – это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.
Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. При этом она и сама становится объектом специального философского познания. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта и других мыслителей.
Медицина нуждается в укреплении связей с философией как живительной средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Классик немецкой философии Л.Фейербах назвал медицину «колыбелью материалистической философии».