Раздел 3. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Вопросы для подготовки к экзамену
· Особенности формирования философско-этического мировоззрения на Востоке и Западе. Предэтика (Древний Египет, Вавилония, Иран).
· Этические представления в Древней Индии.
· Генезис этической составляющей в мировоззрении Древней Индии («Веды», «Упанишады»).
· Интерпретация этической проблематики в настике.
· Этические представления в Древнем Китае.
· Возникновение этических представлений в культуре Древнего Китая (культурные события эпохи Шан-Инь, периода Чуньцю эпохи Чжоу).
· Этическая проблематика в древнекитайской философии (период Чжаньго эпохи Чжоу).
· Этический релятивизм софистов.
· Основания этической рефлексии в учении Сократа. Сократические школы.
· Теория морали Платона.
· Этическая концепция Аристотеля. «Этика к Никомаху».
· Этика Эпикура.
· Эвдемонистическая ориентация в античной этике (эпикуреизм).
· Особенности древнеримской этической мысли. Сенека «Нравственные письма к Луцилию».
· Этика стоицизма.
· Основоположения христианской этики. Патристика. Августин Блаженный.
· Особенности этики Средневековья. Схоластика. Фома Аквинский.
· Этические представления Мишеля Монтеня. «Опыты».
· Этические идеи Бенедикта Спинозы. «Этика».
· Этические представления французских материалистов 18 века.
· Эвдемонизм Людвига Фейербаха.
· Этическая теория Иммануила Канта. «Основоположения метафизики нравственности». («Критика практического разума»)
· Постулаты и максимы в этике Канта.
· Специфика морали в этике Канта.
· Учение Гегеля о морали. «Философия права».
· Учение Гегеля о нравственности.
· Этические представления русских революционных демократов.
· В.Г.Белинский. «Опыт системы нравственной философии».
· Русская идеалистическая этика конца Х1Х – начала ХХ веков.
· В.С.Соловьев. «Оправдание Добра».
· Марксистские основоположения этики.
· Этические воззрения Артура Шопенгауэра. «Две основные проблемы этики» («Мир как воля и представление»).
· Этические представления Фридриха Ницше. «По ту сторону добра и зла» («Так говорил Заратустра», «К генеалогии морали»).
· Этическая проблематика в экзистенциализме. Ж.-П.Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм».
· Религиозная этика ХХ века (неотомизм, неопротестантизм).
· Проблемы этики в прагматизме.
· Постановка этических проблем в аналитической (неопозитивистской) традиции.
· Интерпретация этической проблематики в психоаналитической традиции. Э.Фромм. «Человек для себя» («Иметь или быть»).
· Этическая концепция А.Швейцера. «Культура и этика».
· «Живая Этика».
· Этика ненасилия.
· Специфика этического знания. Различные аспекты этики.
· Этика и философия. Проблема структурирования этического знания.
· Смысл морали и ее функции.
· Проблема специфики морали.
· Проблема структурирования морали.
· Проблема свободы в этике.
· Нравственная свобода: условия реализации.
· Моральная ответственность личности.
· Стратегия моральной оценки поступка.
· Взаимоотношение цели и средств в нравственной деятельности.
· Специфика моральных конфликтов.
· Проблема добра и зла в этическом знании.
· Проблема смысла жизни в этике.
· Счастье как этическая категория.
· Категория справедливости: этический аспект.
· «Кондициональные» категории этики (совесть, долг, честь, достоинство).
· Гипотезы происхождения и исторического изменения морали.
· Мораль в современных условиях. Проблема общечеловеческих ценностей.
· Общение и одиночество как нравственные ценности. Виды общения и их этическая аттестация.
· Нравственные параметры семейно-брачных отношений.
· Профессиональная этика: общая характеристика, особенности.
· Этикет и мораль.
· Проблема смертной казни: этическая экспертиза.
· Статус и проблемы современной биоэтики (проблема эвтаназии).
Примечание.* Все, что в этом списке выделено курсивом, касается студентов отделения философии.* В экзаменационные билеты могут быть внесены дополнительные вопросы по темам «свободных семинаров».* В экзаменационные билеты для студентов отделений социологии, информации и коммуникации включаются также вопросы в такой формулировке «Анализ работы из списка обязательной литературы», что означает необходимость характеристики одного из пяти первоисточников (перечень обязательных первоисточников см. в следующем разделе данного пособия).
3.2. Основная и дополнительная литература
По курсу этики
У ч е б н а я л и т е р а т у р а
· Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998 , 2000.
· Этика: Учебное пособие для студ. философ. фак. вузов. Под ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.Л. М., 1999.
· Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 2001.
· Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2004.
· Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.
О с н о в н ы е п е р в о и с т о ч н и к и
· Платон. Пир. // Соч.: В 2т. Т.2. М., 1983.
· Аристотель. Никомахова этика. // Соч. Т.4. М., 1983.
· Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
· Августин Блаженный. Исповедь. М., 1992.
· Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.
· Монтень М. Опыты. М., 1980.
· Спиноза. Этика. // Избр. произведения: В 2 т. Т.1. М., 1995.
· Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.
· Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
· Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1996.
· Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Мн., 1997.
· Соловьев В.С. Оправдание Добра. // Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1990.
· Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.
· Швейцер А. Культура и этика. М., 1992.
· Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.
· Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1989.
Примечание. Первоисточники, выделенные курсивом, составляют обязательный минимум для изучения студентами отделения информации и коммуникации. Студенты отделения социологии выбирают из всего списка пять любых работ в качестве обязательного минимума, студенты отделения философии ориентируются напервоисточники, обозначенные в вопросах для подготовки к экзамену, а также на те работы, которые необходимы для активного участия в семинарских занятиях.
Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а
(по разделам программы)