Творческая концепция индивидуального сознания. Самосознание, его основные парадоксы
Предыдущие концепции (Аристотеля, Фрейда) не давали четкого понимания нашего творчества. Академик Леонтьев предложил считать индивидуально сознание человека состоящим из единства следующих элементов:
1.элемент осознания
2.элемент подсознания
3.элемент надсознания
4.Самосознание.
Определив эти элементы, он дает их краткую характеристику.
- Уровень осознания определяется тем, что здесь мы имеем ввиду отчетливое, ясное отражение (утверждение), понимаемое на основе термина управления. это то, что является в сознание через все категории науки или через количественные понятия и эталоны в категории естественной науки. Содержание понятия – это категории социально-гуманитарной науки и философии. Данный элемент формируется у человека через процесс его обучения, а также через процесс практической деятельности, когда он имеет дело с различными эталонами и мерами различных вещей и явлений.
- Элемент подсознания изначально присущ человеку, но имеет общую тенденцию развития и положение своего содержания. Данный элемент подразделяется на следующие подэлементы:
а) мир бессознательного, он свойственен каждому человеку (витальные потребности в пище, воде продолжении рода, избегании вредностей и т.д). Бессознательные рефлексы по Павлову – инстинкты, генетические заданные черты темпераметра, особенности телесной конституции, т.е. сюда входит все то, что у Фрейда употребляется через понятие «оно», и то, что выражает удовлетворение своих насущных потребностей.
б) элемент подсознательного – это название было дано на основе фрейдизма, сюда входит все то содержимое сознания, которое существует в нашем сознании (в нашей памяти), но со временем потеряло актуальность и перестало быть осознанным, хотя при появлении потребности знание снова может быть осознанно. Сюда входят хорошо автоматизированные представления, существующие в виде навыков, в виде убеждений, это социальные нормы, регулирование функций которых определяется через такие понятия или образы, как веление долга, зов сердца. По Леонтьеву совесть человека работает в сфере этого элемента. Данный элемент нашего подсознания наиболее консервативный.
в) сверхсознание – сюда входит несознаваемое рекомбинированное накопление опыта, переработка нашего опыта с точки зрения актуальных потребностей. И с точки зрения поиска средств для их удовлетворения. В данный элемент сверхсознания входит: понимание красоты, безобразия, возвышенности и низменности, которые являются эталонами нашего поведения и выработаны человеком на основе его собственной культуры как мера его поведения.
В данный элемент также входит все то знание, которое необходимо человеку для решения сверхзадачи – это знание, полученное человеком через процесс его воли, точнее говоря здесь происходит действие интуиции и озарения.
В этот элемент входит также особое понимание красоты, когда красота понимается как сюрприз, неожиданность, как явление, выраженное через свою противоположность. Пример – картина Пикассо «Герника». Главное в этом элементе понимание и рекомбиниция накопленного опыта, он является основой нашего творчества, поставляя материал для творчества.
3. Надсознание по Леонтьеву данный элемент определяет механизм творчества нашего индивидуального сознания, а механизм творчества является механизмом прорыва в сверхчеловеческое, что определятся понятием творческой интуиции. В основе механизма творчества лежит взаимодействие языков – субъект язык, или язык наших индивидуальных образов, которые формируются на основе нашей жизнедеятельности, и главным образом закрепляют в нашем сознании социальный опыт бытия. Это наше эстетическое понимание гармонии окружающей природы.
1) Язык наших внутренних образов – это отражение повседневной жизни человека через его сугубо индивидуальный опыт, и предать данный опыт видения мира другому невозможно.
Мы сами вырабатываем этот язык и всю жизнь корректируем свое поведение через него, понимаем и представляем социальные явления имен на основе этого образного языка.
2) Язык нашего повседневного общения – это язык, в основе которого лежит система понятий. Это более абстрактный язык. Поэтому через систему понятий мы можем передать информацию другому. Опредмечивание - это перевод системы образов в понятие. Распредмечивание – обратный процесс; содержание конкретного образа не совпадает с содержанием нашего понятия и выявление этого совпадения, и есть детализация нашего творчества, выявление новизны. Поэтому каждый человек, понимаемый как индивид, представляет из себя с точки зрения познания ценность основания, предела и полноты творчества. Только личность человека выступает естественным субъектом творчества.
Самосознание – это процесс рефлексии, направленный на себя. Это ценностный элемент нашей структуры. Здесь сосредоточенно понимание значимости, прежде всего человека. понимаемого как свой, чужой, он, она, ты(как друг), и я, в отличие от всех других. Самосознание является не только ценностным, но и социальным элементом индивидуальной структуры. Самосознание содержит 4 основных элемента, определяющих его специфику.
- Самочувствование – это то его состояние, которое определяет место человека в системе живых тел и природы в целом.
- Элемент самосознания – определяет место человека , его принадлежность к тому или иному человеческому сообществу, культуре или просто социальной группе.
Данный элемент всегда возникает и развивается в связи с определением своей нации и связан с освоением национальной традиции, обряда. Гумилев: «Национальность – не дается человеку, а воспитывается в нем; колыбельными песнями матери, социальными примерами отца». Поэтому соц. идентичность здесь стоит на первом месте.
На втором месте стоит социально-классовая идентичность, которая формируется у человека на основе понимания своего места в обществе, а также возможности и реальности совершения то или иной карьеры или просто социального роста. Скворцов пишет: « В основе этого элемента лежит представление о социальной справедливости и равенстве».
3. Саморефлексия. По этому поводу Карл Юнг пишет: » Самосознание – это тот элемет нашего сознания, функционирование которого дает нам возможность и способность изменять самого себя, не просто скорректировать поведение, а изменить его в целом».
Данный элемент отвечает за реальное изменение.
4. Элемент самооценки и самоконтроля – функции данного элемента определяют устойчивость нашей личности и сохранение ее индивидуальности. Самооценка формируется на основе процесса социализации человека и его воспитания и его осмысления накопленного опыта: удачного и неудачного. На основе этого человек оценивает свои возможности. « Самооценка – последний бастион нашей личности. Разрушишь самооценку – уничтожишь личность».
Самооценка не позволяет личности ронять свое достоинство, постоянно изматывать себя в процессе самоосуждения. Рассматривая деятельность самосознания, мы определяем его деятельность в структуре. Поэтому функции самосознания определяются при развитии и действии некоторых парадоксов. Выделяют четыре основных парадокса:
1) Парадокс оптимизма и пессимизма – суть его в том, что оптимист и пессимист видят мир по-разному.
2) Парадокс «Красного колеса» - человеку свойственно в юности ставить высокие цели, но он быстро убеждается, что по тем или иным причинам достичь их не удастся, и у него происходит глубокий стресс, который он нейтрализует постановкой второй цели – более реальной. Если разница между первой и второй целью велика, то формируется негативный тип личности.
3) Парадокс качества человеческой жизни – человек достаточно быстро определяет основные параметры и требования достойной человеческой жизни. Каждый человек считает, что вносит в общество посильную меру своего труда и требует о общества адекватной отдачи (если ее нет – возникает недовольство). Данное явление является основой такого явления как предательство.
4) Парадокс истины бытия – каждый человек принципиально не может знать истинность своего бытия, но при этом знает истинность бытия других → каждый любит давать советы. Этот парадокс определяет ответственность человека за свои социальные действа.