ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»
Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»
ФИЛОСОФИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Для студентов технических специальностей
Составитель: Михно В.Б.
Новополоцк 2007
УДК
ББК
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Ведущий научный сотрудник Межвузовской научно-исследовательской лаборатории мониторинга и управления качеством высшего аграрного образования Минсельхозпрода Республики Беларусь, кандидат философских наук Щур В.С.,
Старший преподаватель кафедры философии и политологии УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»,
Заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин УО «Полоцкий государственный университет», доцент, кандидат философских наук Янковская Л.В.
В учебно-методическом комплексе по философии представлены основные теоретические положения курса, оптимальные алгоритмы их изучения, фрагменты философских текстов (уровень применения), тесты самопроверки (уровень усвоения). Предназначен для студентов технических специальностей дневной и заочной формы обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Цели и задачи дисциплины
Учебный план лекционного курса
Учебный план семинарских занятий
Модуль-1. Философия в исторической динамике.
УЭ-1. Философия как феномен культуры.
УЭ-2. Философская мысль Древнего Востока.
УЭ-3. Древнегреческая философия.
УЭ-4. Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.
УЭ-5. Основные философские идеи в культуре Возрождения.
УЭ-6. Европейская философия XVII-ХIХ веков.
УЭ-7. Философия ХХ-го века: основные школы и направления.
УЭ-8. Философская мысль Беларуси.
Итоговый контроль (зачет)
Модуль-2. Философские проблемы бытия.
УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.
УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития.
УЭ-3. Философия природы.
Модуль-3. Философская антропология.
УЭ-1. Философия сознания.
УЭ-2. Проблема человека в философии и науке
Модуль-4. Гносеология.
УЭ-1. Познание как предмет философского анализа.
УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус.
Модуль-5. Социальная философия.
УЭ-1. Основные проблемы и понятия социальной философии.
УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система.
УЭ-3. Философия политики и права.
УЭ-4. Философия культуры.
УЭ-5. Философия техники.
УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего.
Итоговый контроль (экзамен).
Литература.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Современное общество эволюционирует в направлении гражданского, демократического общества. Человек, способный жить в таком обществе, это разумный, самокритичный, рефлексивный, терпимый к взглядам других, морально ответственный человек. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем. Философия обладает огромными возможностями в этом плане. Она, прежде всего, задает человеку интегральное видение мира, ее освоение помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность профессионального сознания; философия рассматривает мир через призму человеческого отношения к нему, способствует пониманию каждым субъектом реальности как своего «личного мира», закладывает основы гуманистического миропонимания.
Философия помогает человеку самоопределиться в мире, решать наиболее важные жизненные вопросы, выработать стратегию своей жизнедеятельности. По своей природе философия всегда инновационна и критична, она расковывает мышление человека, придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.
Студент должен знать:
- основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
- ключевые идеи и категории философского анализа;
- основные принципы философской концепции бытия;
- фундаментальные компоненты философской теории человека;
- основные ценности современного общества и личности;
- социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);
- основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, - ведущие философские методы и регулятивы научного исследования;
- ведущие идеи философской картины общества;
- смысл и содержание глобальных проблем современности и основные теоретико-практические варианты их решения.
Студент должен уметь:
- формулировать и аргументировать свое философское мировоззрение;
- применять философские идеи и категории в анализе мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
- характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их;
- оценивать статус и потенции человека (в том числе индивидуально-личностные), позиционировать свое понимание смысла человеческого бытия;
- делать собственный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;
- определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;
- применять идеи гносеологии и основные методологические регулятивы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем;
- формулировать и аргументировать свою социально-политическую позицию, определять роль и потенции своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;
- оценивать перспективы развития глобальных проблем современности и возможности креативной деятельности в сфере избранной профессиональной деятельности в их решении.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
№ | Название тем, их содержание | Цели и задачи изучения темы |
Философия как феномен культуры Философия как система мировоззренческого знания. Понятие мировоззрение, его структура и его основные функции. Исторические типы мировоззрения. Философия в системе культуры. Предмет философии и его историческая динамика. Функции философии. Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. | Цель: раскрыть место и роль философии в культуре. Задачи: - раскрыть связь между философией и мировоззрением; - показать отличие философии от мифологии, религии, науки; - раскрыть структуру философского знания, - охарактеризовать основные направления философских поисков. | |
Философская мысль Древнего Востока Специфика древневосточной культуры, её влияние на философскую мысль. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и главные школы древнеиндийской философии. Религиозно-философский смысл. Упанишад. Философский смысл джайнизма и буддизма. Рационально-практическая направленность древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, легизм. | Цель: выявить особенности возникновения и главные проблемы древневосточной философии. Задачи: - на основе характеристики основных школ древнеиндийской философии показать её религиозно-мифологический характер; - показать морально-этическую и социальную направленность древнекитайской философии. | |
Древнегреческая философия Предпосылки появления философии как теоретической формы рационального мировоззрения. Этапы развития древнегреческой философии. Натурфилософские ориентации досократической философии. Философия классического периода. Философия эпохи эллинизма. | Цель: показать место и роль древнегреческой философии в европейской традиции. Задачи: - раскрыть факторы, обусловившие трансформацию мифологического мировоззрения в рациональное; выявить специфику основных этапов развития древнегреческой философии |
Статус и основные проблемы философии в эпоху Средневековья Социокультурная обусловленность средневековой философии. Патристика. Августин Аврелий и становление средневековой философской парадигмы. Основные проблемы схоластической философии: проблема соотношения веры и разума; проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма. | Цель: раскрыть теоцентрический характер средневековой философии. Задачи: - показать влияние античного наследия на философию Средневековья; - раскрыть особенности патристики; - охарактеризовать основные проблемы схоластики; - раскрыть появление новых тенденций в философии позднего Средневековья, обусловивших её переход к новому историческому этапу. | |
Основные философские идеи в культуре Возрождения Социокультурные предпосылки подрыва монополии религиозного мировоззрения. Антропоцентризм и гуманизм. Гуманистические идеи в творчестве Эразма Роттердамского, Монтеня. Коперниковский переворот и формирование новой картины мира. Натурфилософия и пантеизм Возрождения: Н.Кузанский, Д.Бруно. Социально-политические и утопические идеалы эпохи Возрождения. | Цель: раскрыть причины, обусловившие переход философии к проблемам человека и природы. Задачи: - раскрыть гуманистический и антропоцентрический характер философии Возрождения; - показать пантеистический характер натурфилософии Возрождения; - раскрыть социально-политические идеалы эпохи Возрождения. | |
Европейская философия ХУП-Х1Х вв. Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии. Проблема метода познания в философии: эмпиризм и рационализм. Основные идеи французского Просвещения. Классическая немецкая философия. Философская позиция И.Канта. Идеалистическая диалектика Г.-В.-Ф.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии. Философия первого позитивизма и эмпириокритицизма. Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма. Историческая судьба марксизма. | Цель: дать характеристику основным направлениям философии Нового времени – периода утверждения нового способа производства. Задачи: - показать социальный статус науки и ее влияние на гносеологическую направленность философии ХУП в.; - осветить проблему метода научного познания на основе характеристики позиций эмпиризма и рационализма; - показать значение философии Просвещения для утверждения светских начал в обществе; - раскрыть рационалистическую направленность немецкой классической философии; - показать на примере иррационализма, позитивизма и марксизма многовариативную направленность неклассической философии | |
Философия ХХ века: основные школы и направления Базовые ориентации философии ХХ века: отказ от метафизики, переосмысление классических субъектно-объектных схем, лингвистический поворот. Исторические формы позитивизма ХХ века: неопозитивизм и постпозитивизм. Феноменология и экзистенциализм. Философия структурализма и её роль в развитии социально-гуманитарного знания. Философская герменевтика. Религиозная философия в контексте современной культуры. Феномен постмодернизма в философии. | Цель: выявить социокультурную обусловленность пересмотра традиций классической философии в философии ХХ века. Задачи: - показать специфику нового осмысления сущности человека, человеческого сознания; - провести основные различия между неопозитивизмом и постпозитивизмом; - показать многообразие познавательных стратегий философского мышления ХХ века; - показать дискуссионный характер философии,отразивший специфику ситуации конца ХХ века. | |
Философская мысль Беларуси Влияние христианства на развитие философской мысли Х-ХIII веков. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в ХVI – 1-ой пол. ХVII вв. Особенности белорусской просветительской философии. Национальное возрождение в конце Х1Х – начале ХХ веков и его отражение в социально-политической и философской мысли. Философское и национальное самосознание белорусов в ХХ в. | Цель: показать особенности философского процесса на Беларуси, которые были связаны с преобладанием социальной, морально-гуманистической и эстетической проблематикой. Задачи: - показать влияние христианства на развитие общественной мысли Беларуси; - раскрыть направления влияния античной культуры на развитие философии в Беларуси; - выявить приоритет традиций рационализма в белорусской философии. | |
Метафизика и онтология Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия. Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Движение и развитие как атрибуты бытия. Отражение как универсальное свойство материи. Пространственно-временная структура бытия. Субстанционная и реляционная концепции пространства и времени в природе и обществе. Диалектика как философская концепция развития. Принципы, законы и категории диалектики. | Цель: раскрыть сущность материального единства мира. Задачи: - показать соотношение понятий «бытие», «субстанция», «материя» в различных философских системах; - охарактеризовать представление современной науки о строении, видах и свойствах материи; - выявить соотношение понятий «движение», «отражение», «развитие»; - показать различие субстанционной и реляционной концепций пространства и времени; - раскрыть специфику диалектического понимания мира. | |
Философия природы Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о природе в философских системах Востока и Запада. Природа как объект научного познания. Природа как самоорганизующаяся система. Синергетика и её роль в формировании нового образа природы. Природа как среда обитания человека. Исторические этапы взаимодействия природы и общества. Философские аспекты экологического кризиса. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. | Цель: на основе анализа механизма взаимодействия природы и общества выявить сущность экологического кризиса и определить возможные пути его решения. Задачи: - раскрыть специфику природы как объективной реальности; - выявить основные виды отношения человека к природе; - показать, что сущность экологического кризиса проявляется в потере человеком экологической ниши в природе в ходе исторического развития. | |
Философия сознания Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный, функциональный, феноменологический, экзистенциональный, диалектико-материалистический. Генезис сознания: социальные и биологические предпосылки возникновения сознания. Социокультурная природа сознания. Сознание, мышление, язык. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и подсознание. Естественный и искусственный интеллект. Функции сознания: отражательно- информационная и конструктивно–творческая. | Цель: раскрыть сущность сознания как способа познания и управления преобразовательной деятельности человека. Задачи: - раскрыть проблему сознания в историко-философском аспекте; - охарактеризовать идеальную природу сознания; - показать соотношение биологических и социальных факторов в происхождении сознания; - показать сходство и отличие сознания от психики животных. | |
Проблема человека в философии Человек как предмет философского анализа. Образ человека в классической и неклассической философии. Биологическое и социальное в человеке, конкретное соотношение биологического и социального в различных структурах человека. Понятие родовой сущности человека. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Сущность процесса социализации личности | Цель: раскрыть биосоциальную природу человека. Задачи: - показать отличие образа человека в классической и неклассической философии; - раскрыть деятельностный характер человеческого бытия; - показать специфику проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека; - раскрыть признаки сформированности человека как личности. | |
Познание как предмет философского анализа Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм и феномен агностицизма. Структура и основные закономерности познавательного процесса: чувственный, рациональный, иррациональный, эмпирический и теоретический уровни познания. Познание как постижение истины. Концепции истины. Проблема критериев истины. Практика как критерий истины. Истина, ложь, заблуждение. | Цель: раскрыть сущность познания как деятельности по добыванию знаний о мире. Задачи: - охарактеризовать специфику познавательного отношения человека к миру; - раскрыть проблему субъекта и объекта в познании; - раскрыть сущность проблемы истинности знаний и варианты её решения в истории философии. | |
Наука и её социокультурный статус Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Специфика научного познания, его структура: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы исследования, философские принципы. Методы познания. Общелогические приёмы познания. Эмпирические и теоретические методы научного исследования. Этика науки и социальная ответственность учёного. | Цель: раскрыть сущность научного познания как профессиональной деятельности по добыванию знаний о мире. Задачи: - определить структуру научного познания; - охарактеризовать разнообразие форм и методов научного познания; - выявить гуманитарные параметры современной науки; - показать соотношение абсолютного и относительного, объективного и субъективного в научном познании. | |
Основные проблемы и понятия социальной философии Общество как объект философского анализа. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные исследовательские программы в обществознании. Социальная форма движения материи и её отличие от процессов живой и неживой природы. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная, их взаимосвязь. Структура общества, его основные компоненты. | Цель: показать значимость социальной проблематики в системе философских знаний. Задачи: - показать эволюцию философских представлений об обществе; - дать сравнительную характеристику основных исследовательских программ общества; - дать характеристику основным типам социальных структур: социально-классовой, социально-этнической, социально-демографической. | |
Общество как саморазвивающаяся система Материальное и идеальное в обществе. Объективный и субъективный фактор в обществе. Общество в социальной динамике. Характер законов существования и развития общества. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Идея единства и многовариантности исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества. | Цель: показать специфику общества как саморазвивающейся системы. Задачи: - раскрыть источники развития общества; - раскрыть специфику социального детерминизма; - раскрыть природу социальных противоречий как главных источников развития общества; - показать соотношение прогресса и регресса в обществе; - осветить проблематику критериев прогресса в обществе. | |
Философия политики и права Понятие политики и власти. Политическая власть и социальный интерес. Политическая система общества её компоненты. Государство как социальный институт. Политика и право. Гражданское общество и правовое государство. Политика, право, идеология и государство. | Цель: раскрыть сущность политики как сферы деятельности членов общества по отношению к государству. Задачи: - выяснить сущность власти как процесса, в ходе которого происходит подчинение субъектом объекта; - показать приоритетный характер государственной власти в обществе; - раскрыть сущность права, признаки правового государства; - раскрыть сущность гражданского общества на основе характеристики различных вариантов взаимоотношения общества и государства. | |
Философия культуры Понятие культуры. Основные концепции культуры в современной философии. Социальные функции культуры. Проблема классификации культуры. Материальная и духовная культура, условный характер этого деления. Массовая и элитарная культура. Исторические типы культуры. Национальное и интернациональное в культуре. Культура и цивилизация. Традиции и новации в динамике культуры. | Цель: раскрыть сущность культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком. Задачи: - раскрыть главные функции культуры в обществе: познавательно-отражательную, регулирующую, коммуникативную, социализирующую и др.; - выяснить основания классификации культуры; - на основе конкретных фактов проиллюстрировать соотношение национального и интернационального, традиций и новаций в развитии культуры. | |
Философия техники Техника как объект социально-философского исследования. Инженерная и гуманитарная философия техники. Техника, технология, культура. Закономерности научно-технического прогресса. Социальные последствия научно-технического прогресса. | Цель: выявить специфику техники как объекта социально-философского исследования. Задачи: - дать характеристику основным видам техники, раскрыть её функции в обществе; - показать взаимосвязь науки и техники в развитии общества; - выявить последствия технизации общества во всех сферах; - показать специфику ценностей техногенной цивилизации. | |
Философские аспекты проблемы будущего Предмет и функции социального прогнозирования. Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии. Философские аспекты глобальных проблем современности. Мир в поисках концепции устойчивого развития. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. Концепция информационного общества. | Цель: раскрыть проблему будущего как мировоззренческую проблему. Задачи: - охарактеризовать критерии достоверности социального прогнозирования, показать отличие научного предвидения от пророчества, утопических прогнозов; - раскрыть сущность современной глобальной ситуации; - дать характеристику концепции постиндустриального (информационного) общества. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ