Средства и методы исследования
Понятия «средство» и «метод» тесно связаны, о чем свидетельствует распространенный афоризм: «Каково средство, таков и метод».
Средство исследования – это материальный или идеальный объект, включенный в направленное взаимодействие с познаваемым объектом, результаты которого (взаимодействия) составляют основу решения проблемы. Это понятие ассоциируется прежде всего с вещественными объектами(реактивами, пробными объектами, экспериментальными установками, контрольными приборами), включенными в материальное взаимодействие с исследуемым объектом, а также с наглядными представлениями,репрезентирующими (представляющими, замещающими) его и концептуализирующими накопленное знание, т.е. привозящими его в системную форму. К средствам познания относятся также ненаглядные знаковые системы(математические и логические исчисления). Наряду с этим данное понятие охватывает также совокупность форм регуляции исследовательского процесса –способов, приемов, принципов, алгоритмов и др. Данные формы должны регулировать познавательные действия исследователя таким образом, чтобы учитывать не только особенности объекта, предмета, проблемы, но всю совокупность обстоятельств, при которых проводится исследование, называемых условиями исследования. Главной из них является метод. Научный метод – это система предписаний, регламентирующих содержание и последовательность познавательных действий, операций, процедур исследователя.
В существующих классификациях научных методов их делят на методы непосредственного и опосредованного изучения объектов, на методы, основанные на использовании материальных и идеальных средств исследования, на качественные и количественные, описательные и объяснительные, содержательные и формальные. Эти оппозиции, разумеется, не исчерпывают всей совокупности различных групп методов. Коррелятивно характеру исследуемых проблем и задач выделяют группы методов, разработанных для исследования субстрата, функций или поведения объекта. Соответственно стадиям (этапам) научного исследования, на которых используются существующие методы, их делят на методы постановки проблем, сбора информации, ее систематизации и теоретической интерпретации, обоснования и доказательства полученного решения. На уровне философско-методологического осмысления классификации методов чаще всего делается акцент на их различение по степени общности, т.е. по области применения, способности (обычно опосредованным путем) регламентировать познавательные действия исследователя при изучении более или менее широкой сферы реальности.
Предельно широкую область применения имеют философские методы, представляющие собой системы самых общих принципов, определяющих способ фрагментации и синтеза исследуемой реальности, осмысления условий ее стабильности и направленности изменений, а также самый общий способ определения отношения к ней полученного знания. К философским методам относится диалектика и ее альтернативы (прежде всего метафизика и эклектика), философские версии структурализма, феноменология, инструментализм, операционализм и др. Это всеобщие методы познания.
За ними следуют общенаучные подходы как методы, применяемые во всех сферах научного исследования для решения определенного класса проблем. Последнее ограничение (применение для решения определенного класса проблем) является главным критерием их отличия от философских методов, выработанным в ходе неоднократных дискуссий о соотношении общенаучных подходов и философских методов. В современной методологии научного познания выделяют несколько основных общенаучных подходов: качественный, количественный, структурно-функциональный, системный, кибернетический, информационный, синергетический.
Третью группу, выделяемую по степени общности входящих в нее методов, составляют конкретнонаучные методы, регламентирующие содержание и последовательность познавательных действий, операций, процедур исследователя в той или иной научной дисциплине. Например, метод ядерно-магнитного резонанса, калибровочный метод — в физике, хроматографический метод – в химии, метод ассоциаций и интроспективный метод — в психологии, герменевтический круг — в исторических исследованиях. Многие методы этой группы имеют междисциплинарный характер, что послужило основанием для их выделения в отдельный класс.
Названные ранее варианты классификации научных методов проведены по разрозненным критериям и допускают одновременное включение одних и тех же методов в различные группы. На их фоне наиболее полной по набору критериев и перечню методов выглядит традиционная классификация, объединяющая преимущественно по формальным признакам общелогические методы (приемы)* а по содержательным – методы эмпирического и теоретического исследования.