Философские концепции в учении Буддизма и Джайнизма
В первом тысячелетии до н э в древнеиндийском обществе происходят значительные социально-экономические изменения Традиционный ведический ры-туализм не соответствует новым условиям Возникает ряд новых доктрин, и с числе Всеиндийское значение приобретают учения джайнизма и буддизма Основоположникомиком джайнизма (термин происходит от слова «джина»-победитель) считаетсяМахавира Вардхамана, живший в VI в до н э Он вырос в состоятельной семье: когда ему исполнилось 28 лет, покинул родительский дом и после двенадцати лет странствий и аскетической жизни заложил в своих трудах основы нового филосо офського учения В джайнизме, как и во многих других древнеиндийских школах, религиозные законы сочетаются с философскими взглядами провозглашают дуализм Сущность человека, согласно джайнизмом, склада ется из двух частей - материальной (аджива) и духовной (джива) Связующим звеном между ними выступает кармические карма
Карма - это тонкая материя, образующая ее тело и соединяет душу с грубой материей В результате возникает живой индивид Карма все время сопровождает душу в бесконечном ряду перерождений Джайнисты совершенстве разработали ли теорию кармы и различают восемь видов кармических Они делятся на хорошие и плохие Хорошие кармы удерживают душу в циклах перерождений Злые кармы негативно влияют на основные свойства души, которые она имеет у своей натуральной форме Когда человек полностью освобождается от злых и добрых карм, она становится освобожденной личностьюистістю.
«Благодаря щедрости и нравственности ты приносишь пользу другим, благодаря терпимости и решимости - польза себе»
Нагарджуна
По мнению джайнистов, только человек может решить, что такое добро и зло и к чему отнести все то, что встречается в жизни Человек с помощью духовной сущности может управлять материальной сущностью и к контролировать йї.
Освобождение человека от влияния кармических возможно только через осуществление добрых дел и суровый аскетизм В связи с этим создается этика, которая называется триратна (три драгоценности) В ней говорится о в правильное познание, правильное знание, правильная жизнь, обусловленные правильным пониманием веры По мнению джайнистов, аскетизм большей или меньшей степени является правильным жизнью Они считают, что человек может с вильнитися только сама и ей никто не может в этом помочь По сути этика джайнизма - эгоцентрическаярична.
В VI века до н.э в Северной Индии возникаетбуддизм - учение, основателем которого былСиддхартха Гаутама(583-483 гг до н э), сын правителя провинции Капилавасту (южная часть Непала) Его рождение стоило матери жизни Младенцу предсказывали, что когда оно вырастет, то станет монахом-аскетом, если по обачить больную, старую и мертвого человека Отец создал для сына прекрасные условия для жизни, и Сиддхартха не знал о его теневую сторону У него были хорошие женщина и сын Но однажды он увидел больного, затем ста рого, затем покойника, а затем монаха аскета Страдания в жизни, которые открылись перед Гаутамой, поразили его, и в одну из ночей он бежал, поменявшись одеждой со слугой, и затерялся среди людиред людей.
Гаутама изучает Веды и ведет аскетический образ жизни После долгих лет бесполезной аскезы бывший царевич садится под дерево и решает, что не сдвинется с места, пока не узнает о главной правду жизни В четвертый день на него снизошло просветление, и Сиддхартха стал Буддой, то есть «просветленным» Постепенно вокруг Будды собралось много учеников, образовалась буддийская общинина.
В центре буддистского учения лежат четыре благородные истины • Жизнь есть страдание: рождение - страдание, болезнь-страдание, смерть - страдание, потеря приятного - страдание
«Если кто-то увидит мудреца, указывает на недостатки и упрекает их, пусть он идет по такому мудрецом, как за тем, кто указывает путь к кладу Лучше, а не хуже будет тому, кто следует за таким\"
Будда
Любимая игра Будды с учениками: он бросал в пространство одно какое-нибудь случайное слово, а ученики подхватывали его и развивали каждый в целую мнению
невыполнение желание - страдание
• Причиной страдания является желание (тршна), которое ведет через радости и страсти к перерождению, рождению вновь
• Устранение причин страдания заключается в устранении этого желания
• Путем, ведущий к устранению страданий, является правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание, правильное сосредоточение Отрицается как жизнь, посвященное чувственным удовольствием, так и путь аскези.
Прекращение страданий наступает тогда, когда человек избавляется от слепой приверженности к земной жизни, что привлекает ее в свой вечный поток событий, которые следуют одна за другой и порождают друг друга Это состояние угасание, затухание, охлаждения страстей и желаний называется в буддизме нирваной Главное внимание буддизм уделяет достижению этого состояния через \"праведное\" жизни и усвоения истины о вечной зминнис во Бутття.
Основой «праведного» жизни является точное и неукоснительное соблюдение правил морали - пяти знаменитых буддийских заповедей, которые должны соблюдать как монахи, так и обычные буддисты Эти заповеди следующие: 1 - - не вредить живым существам, 2 - не брать чужого, 3 - воздерживаться от запрещенных половых контактов, 4 - не вести бессмысленных и лживых разговоров, 5 - не употреблять алкогольных напиткив.
Правильная сосредоточенность характеризуется с помощью четырех степеней углубления (джана) и относится к медитации и медитационной практики Человек, прошедший все стадии пути и пришла к увольнения ния сознания посредством медитации, получала звание архата, святого, достигал нирванаи.
Буддизм из Индии распространяется на остров Цейлон (Шри-Ланка), а в более поздний период - через Китай на Восток Сегоднябуддизм - одна из трех мировых религий.
Вопрос№6 Древнего Китая. Даосизм и Конфуцианство.
Во II-ом и начале I-го тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения этим духам.
По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.
В начале I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Те же самые духи, которые оказывают влияние на жизнь людей, представлены как некоторые материальные силы. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее.
Это следующие первоначала:
Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля
В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди
В VI-III-ем веках до нашей эры в жизни Китая происходят значительные изменения. Высокими темпами развивается сельское хозяйство, применяются новейшие орудия труда и инструменты, появляется частная собственность на землю, начинаются социальная борьба и войны между государствами. Древнейший Китай включал в себя 24 княжества, но уже к I-ому тысячелетию до нашей эры в Китае насчитывалось 156 княжеств.
Все эти причины повлияли на древнекитайскую культуру и философию, обусловив борьбу различных философско-политических школ. Китайские философы в основном занимались проблемой достижения порядка в обществе.
Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений:
Даосизм, Конфуцианство, Моизм
Даосизм
Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры.
Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.
Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.
Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.
Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.
Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.
Конфуцианство.
Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры.
Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.
Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.
Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)
Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.
Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.
Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол:
Жестокости, Грубости, Разбоя, Жадности
В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.
Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.
В сферу обучения, считал Конфуций, должны входить:
Ритуал, Музыка, Искусство стрельбы из лука, Управления лошадьми, История и математика
О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».