Самостоятельной работы
Т.И. Бармашова
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания для самостоятельной работы
Красноярск 2012
Рецензент
Н.Т. Казакова, д-р филос. наук, проф. каф. философии КрасГАУ
Бармашова, Т.И
Философия:метод. указания для самостоятельной работы / Т.И. Бармашова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2012. - 104 с.
Представлены темы контрольных работ, рекомендуемая литература, экзаменационные вопросы, а также глоссарий и персоналии.
Предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по курсу «Философия».
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Красноярского государственного аграрного университета
© Бармашова Т.И., 2012
© ФГБОУ ВПО «Красноярский
государственный аграрный
университет», 2012
Оглавление
Методические рекомендации для самостоятель-ной работы………………………………………………...………….4
Темы контрольных работ к основным разделам курса ФИЛОСОФИИ…………………………………………….……8
Вопросы к экзамену…………………………………..…...75
Глоссарий…………………..………………………………….76
Персоналии…………………..………………………………..95
Методические рекомендации для
самостоятельной работы
В современный период развития общества все более актуальной становится потребность в гуманитаризации знания. В этом отношении трудно переоценить значение философии как учения о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления. Знакомство с философией является важным для любого специалиста - агронома, ветеринара, экономиста, юриста, эколога, инженера и др. Она развивает логику мышления, вырабатывает навыки углубленного, сущностного анализа действительности, помогает задуматься над вечными человеческими проблемами - смыслом жизни, предназначением человека, его местом в мире. Тем самым философия содействует совершенствованию духовного мира человека. Не случайно говорил известный немецкий мыслитель Г. Гегель: «Я знаю много прекрасных наук, но науки, прекраснее философии, не знаю».
Главная цель данного учебного курса - дать студентам общее представление о философии как науке, об историческом типе мировоззрения и форме общественного сознания; показать место философии в системе других знаний, познакомить студентов с философским наследием мыслителей различных эпох, изменением предмета философии и круга философских проблем; изучить основные законы и категории философии, раскрыть сущность философии как сложного культурно-исторического явления и ее основные функции.
В соответствии с поставленными целями к числу важнейших задач изучения курса философии следует отнести следующие компетенции:
· повышение уровня гуманитарной подготовки студентов;
· формирование способности к творческому, самостоятельному мышлению;
· усвоение методологии как ориентира для осмысления закономерностей развития мира;
· развитие способности логического, последовательного, непротиворечивого мышления;
· выработка умения аналитически воспринимать факты и события действительности;
· формирование научного мировоззрения;
· обогащение внутреннего духовного мира личности;
· содействие тому, чтобы полученные философские знания служили профессиональной деятельности и общественно-политической, гражданской активности.
Преследуя вышеназванные цели и задачи, данное издание призвано помочь студентам активизировать свои познания в процессе овладения философскими знаниями, развивать у них творческое мышление, в частности посредством написания контрольной работы.
В методических указаниях предлагаются темы контрольных работ в соответствии с тремя модулями изучения дисциплины:
1) возникновение философии и основные этапы ее развития;
2) философские проблемы гносеологии и онтологии;
3) философские проблемы общества.
После плана каждой контрольной работы указывается литература. Желательно сначала ознакомиться с учебно-справочной литературой, излагающей обзорно-философские проблемы, чтобы составить общее представление о рассматриваемой теме. Затем следует перейти к знакомству с основной литературой, более детально исследующей вопросы темы. Список литературы имеет рекомендательный характер. Допускается и другая подборка литературы, главным требованием к которой является полнота освещения изучаемых вопросов.
В конце издания приведен список экзаменационных вопросов, а также предлагается глоссарий, раскрывающий основные понятия изучаемого курса. Сжатая формулировка понятий упрощает их запоминание. Включенные в издание персоналии дают исходную информацию о наиболее известных мыслителях различных эпох.
Требования, предъявляемые к написанию контрольной работы:
· тема контрольной работы выбирается по последней цифре шифра в зачетной книжке студента. Например, если номер оканчивается единицей, то в таком случае можно выбирать тему контрольной работы № 1, 11, 21, 31 или 41, так как в методических указаниях 46 тем. Если шифр оканчивается цифрой 7, то, соответственно, можно выбрать тему № 7, 17, 27 или 37;
· объем контрольной работы должен составлять примерно 12-15 страниц, набранных на компьютере. Нумерация страниц допускается любая: по центру, сбоку, вверху, внизу. Поля текста ориентировочно оставляются справа - 3 см, слева - 1 см, вверху - 2 см, внизу - 2 см. Шрифт написания в приложении Microsoft Word - 14. Межстрочный интервал одинарный.
Титульный лист оформляется по следующему образцу:
Министерство сельского хозяйства российской федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Красноярский государственный аграрный университет»
Кафедра философии
Контрольная работа по философии
на тему:
Сущность материалистического понимания общества
Выполнил: студент 1 курса
заочного обучения ИАЭМ
(ФИО студента)
Проверил: д. филос. н., профессор
(ФИО преподавателя)
Красноярск - 2012
Приступая к работе, вы должны переписать рекомендуемый план выбранной темы. Работе должно предшествовать введение, где обосновывается актуальность темы, обозначаются поставленные задачи. Перед изложением каждого вопроса контрольной работы следует его вновь написать. Если рассматриваемый вопрос раскрыт, следует переходить к следующему вопросу плана. Изложение каждого вопроса плана следует начинать с новой страницы.
В контрольной работе обязательны сноски с указанием использованной литературы. Допускается различное оформление сносок: подстрочные и в скобках.
Пример подстрочных сносок:
В связи с этим К. Бассиюни приводит показательный пример из биографии А. Гитлера: «... в лице еврея он истязает беспомощного ребенка, подобно тому, как это делал его отец по отношению к маленькому Адольфу»1.
К. Бассиюни видит прямую связь между послушанием, бессилием детских лет и последующей деструктивностью, асоциальной активностью, стремлением к власти. Идентификация с властью порождает такие черты авторитарного характера как нетерпимость, упрямство, неспособность к самокритике. Таким образом, она не признает концепции врожденного стремления к разрушению у людей («инстинкта разрушения»), как это имеет место в классическом психоанализе. Война и терроризм, в конечном счете, коренятся в неправильной воспитательной методике. Террористы, по ее мнению, были детьми с отсутствием внутренней свободы.
1 Бассиюни, К. Воспитание народоубийц / К. Бассиюни. - СПб., 1999. - С. 165.
Следует отметить, что в последнее время чаще используются квадратные скобки. В скобках ставится порядковый номер в списке литературы того источника, на который ссылаются. Пример сноски в скобках:
Интуицию нередко связывают с получением принципиально нового знания. Так ли это в действительности? Решение вопроса зависит от того, что понимается под творческим процессом. Особенность творческого процесса не всегда определяется принципиальной новизной его результата. К творческой деятельности можно отнести также решение старой проблемы новым и лучшим способом, использование полезной идеи на практике. Говорить о принципиально новом знании, на наш взгляд, можно тогда, когда речь идет не о любом интуитивном «просветлении», а только о таком, которое приводит к научному открытию [3].
Если Вы не дословно цитируете текст какого-либо произведения, то достаточно указать только номер источника (как в данном случае). Если же фрагмент текста цитируется дословно, то также указывается страница цитируемого источника, например [3, с. 37]. При этом высказывание заключается в кавычки.
В конце контрольной работы прилагается список используемой литературы. Указываются монографии, журнальные статьи, материалы конференции. Упоминание учебников нежелательно. Как правило, должно быть указано не менее 5 библиографических источников.
Образец библиографического описания источников:
1. Гражданское общество, правовое государство и право: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. - 2002. - № 1.
2. Емельянов, А. Солнечная альтернатива / А. Емельянов // Экология и жизнь. - 2005. - № 2.
3. Микешина, Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов / Л.А. Микешина // Вопросы философии. - 2001. - № 4.
4. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой // Избранные произведения. - Ростов н/Д., 1998.
5. Тюгашев, Е.А. Феномен философии: рефлексия дискурса / Е.А. Тюгашев. - Новосибирск, 2008.
Содержание контрольной работы должно быть изложено логично, последовательно, предметно и соответствовать предложенному плану.