Тема 12. Философские проблемы техники и технических наук
Философия техники и методология технических наук. Техника кА предмет исследования естествознания. Естественные и технические науки. Особенности неклассических дисциплин. Социальная оценка техники как прикладная философии техники. Философские проблемы информатики. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и её технологии посредством компьютерной техники.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
ПО «ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ»
(социально-гуманитарное направления)
1. Предмет и основные проблемы философии науки.
2. Наука как часть культуры. Отношения науки с религией, искусством, философией.
3. Критерии научности. Отличия науки от обыденного сознания. Что такое лженаука и почему она существует.
4. Роль науки в жизни общества. Сциентизм и антисциентизм.
5. Классификация наук. Дифференциация и интеграция наук
6. Научные понятия, их виды. Способы образования научных понятий. Язык науки.
7. Научная классификация. Способы образования научных классификаций.
8. Методы научного мышления: дедукция, индукция, аналогия.
9. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Что такое научный факт?
10. Законы науки. Виды законов. Соотношение закономерного и случайного в научном познании и научном творчестве.
11. Эмпирический уровень научного познания. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование.
12. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.
13. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в науке.
14. Научная картина мира, ее исторические формы. Функции научной картины мира.
15. Наука как социальный институт. Научные сообщества, их типы. Способы трансляции научных знаний.
16. Этос науки. Профессиональная этика ученого.
17. Личность ученого. Качества, необходимые ученому. Типы ученых.
18. Теория, её структура, виды и функции. Специфика теоретического уровня познания, его методы.
19. Виды научных публикаций: тезисы, статья, монография, диссертация.
20. Возникновение науки. Преднаука. Становление первых форм науки от античности до XVI-XVII в.в.
21. Первая научная революция и формирование научного типа рациональности. Возникновение классической науки
22. Вторая научная революция и изменения в типе рациональности. Переход к дисциплинарно оформленной науке. Диалектизация науки.
23. Третья научная революция и формирование нового типа рациональности. Появление неклассической науки.
24. Четвертая научная революция. Постнеклассическая модель науки. Синергетика. Глобальный эволюционизм. Антропный принцип.
25. Актуальные проблемы и направления науки XXI века.
26. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, культурология.
27. Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке.
28. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.
29. Субъект социально-гуманитарного познания.
30. Коммуникативная реальность и роль традиций, ценностей, образов интерпретации в межсубъектном понимании и смыслополагании.
31. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. И.Кант: диалектика теоретического и практического разума.
32. Методологические функции и регулятивные принципы в науке. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.
33. Понимание жизни: социо-культурное и гуманитарное содержание. Познание и «переживание» жизни – основное содержание художественных произведений.
34. История – одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).
35. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия.
36. Объективное и субъективное социальное и культурно-историческое время. Введение понятия хронотопа.
37. Коммуникативность в науках об обществе и культуре. Методологические следствия и императивы коммуникативной науки.
38. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
39. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук.
40. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Психологизм, историзм, релятивизм и проблема истины.
41. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества.
42. Объяснение, описание, понимание, необходимость обращения к герменевтике (В. Дильтей, Г.Г. Гадамер).
43. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.
44. Язык, языковая картина мира.
45. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.
46. Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн).
47. Вера и истина. Вера и понимание в контексте коммуникаций. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).
48. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.
49. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.
50. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
ПО «ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ»
(техническое направление)
1. Предмет и основные проблемы философии науки.
2. Наука как часть культуры. Отношения науки с религией, искусством, философией.
3. Критерии научности. Отличия науки от обыденного сознания. Что такое лженаука и почему она существует.
4. Роль науки в жизни общества. Сциентизм и антисциентизм.
5. Классификация наук. Дифференциация и интеграция наук
6. Научные понятия, их виды. Способы образования научных понятий. Язык науки.
7. Научная классификация. Способы образования научных классификаций.
8. Методы научного мышления: дедукция, индукция, аналогия.
9. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Что такое научный факт?
10. Законы науки. Виды законов. Соотношение закономерного и случайного в научном познании и научном творчестве.
11. Эмпирический уровень научного познания. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование.
12. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.
13. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в науке.
14. Научная картина мира, ее исторические формы. Функции научной картины мира.
15. Наука как социальный институт. Научные сообщества, их типы. Способы трансляции научных знаний.
16. Этос науки. Профессиональная этика ученого.
17. Личность ученого. Качества, необходимые ученому. Типы ученых.
18. Теория, её структура, виды и функции. Специфика теоретического уровня познания, его методы.
19. Виды научных публикаций: тезисы, статья, монография, диссертация.
20. Возникновение науки. Преднаука. Становление первых форм науки от античности до XVI-XVII в.в.
21. Первая научная революция и формирование научного типа рациональности. Возникновение классической науки
22. Вторая научная революция и изменения в типе рациональности. Переход к дисциплинарно оформленной науке. Диалектизация науки.
23. Третья научная революция и формирование нового типа рациональности. Появление неклассической науки.
24. Четвертая научная революция. Постнеклассическая модель науки. Синергетика. Глобальный эволюционизм. Антропный принцип.
25. Актуальные проблемы и направления науки XXI века.
26. Предмет философии техники и ее специфика.
27. Проблема смысла и сущности техники в философских концепциях зарубежных и отечественных философов.
28. Основные периоды развития техники.
29. Технологический уклад: сущность , основные этапы и перспективы развития
30. Техника и технология.
31. Современная техника и ее классификация. Характеристика вида техники по избранной специальности.
32. История и логика взаимосвязи науки и техники.
33. Субъектно-объектный характер технической деятельности.
34. Техническая деятельность и творчество.
35. Инженерная деятельность как вид технической деятельности.
Взаимосвязь инженерной и научной деятельности.
36. Структура техники как системы средств деятельности.
37. Система «человек – техника» и создание искусственного интеллекта.
38. Технический прогресс и его закономерности.
39. Внутренние закономерности развития техники.
40. Техническое знание как духовный фактор техники.
41. Технические науки как специфическая форма знания. Специфика общественных, естественнонаучных и технических наук.