Философские проблемы естественных и технических наук

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Основы философии науки

1. Предмет современной философии науки.

2. Наука и другие формы знания: проблема соотношения и взаимовлияния.

3. Функции науки в современном обществе. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

4. Научная картина мира.

5. Идеалы и нормы научного исследования.

6. Философские основания науки.

Особенность эмпирического знания и его структура. Методы эмпирического познания.

Специфика теоретического знания, его структура. Методы теоретического познания.

9. Наука в античной культуре.

10. Особенности средневековой науки.

11. Мировоззренческие и методологические основания классической науки.

12. Характерные особенности классической науки.

13. Позитивистская и постпозитивистская философия науки.

14. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

15. Этика науки.

16. Классификация наук. Дихотомия естественных и гуманитарных наук

17. Становление идей и методов неклассической науки.

18. Современная постнеклассическая наука.

19. Наука как социальный институт.

20. Эволюция способов и форм трансляции и интерпретации научного знания на современном этапе.

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

1. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания.

2. Общество как исторический процесс.

3. Человек как феномен и предмет социально-гуманитарного познания.

4. Объектная философско-антропологическая парадигма: проблемы адаптации и интеграции человека.

5. Субъектная философско-антропологическая парадигма: проблемы индивидуализации и персонализации человека.

6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

7. Философские проблемы сознания.

8. Объект и субъект социально-гуманитарных наук.

9. Герменевтика как базис «понимающей» парадигмы в социально-гуманитарном познании.

10. Номологическая и идеографическая методология.

11. Феномологическая методология и интеракционизм в социально-гуманитарной теории.

12. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

13. Интерпретация в социальных и гуманитарных науках

14. Философское учение об истине. Специфика постижения истины и ее критерии в социально-гуманитарном познании.

15. Актуальные проблемы когнитивистики в социально-гуманитарном познании.

16. Актуальные проблемы семантики и семиотики в социально-гуманитарном познании.

Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.

18. Методологическое значение философской концепции ценностей в социально-гуманитарном познании.

19. Специфика современного социально-гуманитарного познания.

20. Проблемы социально-гуманитарых наук в контексте постиндустриального развития и глобализации современного мира.

Философские проблемы естественных и технических наук

1. Философские проблемы математики.

2. Философские основания физики.

3. Философские проблемы квантовой физики.

4. Философские вопросы теории относительности и релятивистской космологии.

5. Детерминизм и самоорганизация в физике.

6. Философские проблемы химии.

7. Философские проблемы синергетики.

8. Философские проблемы биологии.

9. Философские проблемы экологии.

10. Философские проблемы геологии.

11. Философские проблемы географии.

12. История взаимодействия науки и техники.

13. Естественные и технические науки. Особенности эмпирического и теоретического познания в технических науках.

14. Особенности неклассических научно-технических дисциплин.

15. Социальная оценка техники. Технический оптимизм и пессимизм.

16. Технический прогресс как фактор развития общества.

17. Становление информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX в.

18. Понятие «виртуальная реальность» в информатике и его философское значение.

19. Изучение познавательных способностей человека и проблема создания искусственного интеллекта. Компьютерное моделирование и эксперимент.

20. Интернет как информационно-коммуникативная среда. Проблема информационного («цифрового») неравенства и информационной безопасности.

1. . Предмет современной философии науки.

Философия науки как направление современной философии представлена множеством концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии (теория познания). Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной (познавательно-целевой), теоретической деятельности. Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Как дисциплина философия науки появилась во второй половине XX века.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний в их историческом развитии.

В настоящее время для философии науки характерны тенденция содержательной детализации, а также персонификации заявленной тематики, когда обсуждение проблемы ведется не анонимно и безлично, а с учетом достигнутых тем или иным автором конкретных результатов.

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философия науки есть рефлексия над наукой. Основная цель науки - получение истины, а философии науки - обсуждение вопроса, как возможно достижение истины.

Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах общественного устройства.

Наука выступает как элемент культуры в целом, воплощающий определенный тип деятельности в культуре. Она во многом зависит от особенностей культуры и в то же время оказывает на нее мощное воздействие. Культурология – наука, изучающая как уровень мышления, а также и исторически сложившиеся способы производительности труда, признанные приемы поведенческих актов человека, манеры общения, способы проявления чувств человека.

Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет исключительно к описательному характеру. В самом общем смысле науковедческие исследования можно определять как разработку теоретических основ политического и государственного регулирования науки, выработку рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности.

Три вида проблем философии:

1. проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки.

2. роль арбитра науки

3. проблемы взаимодействия науки и философии

Место философии науки. Некоторые авторы видят в этой дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие усматривают в философии науки посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи - связывают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие философию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вредную для науки и для общества (П. Фейерабенд).

С точки зрения получившего широкое распространение дескриптивного (описательного) подхода философия науки есть описание разнообразных, имеющих место в науке ситуаций: от гипотез для данного, конкретного случая, до исследования, ориентирующегося на анализ реального события в науке или истории конкретного открытия в том или ином социокультурном контексте. Преимущество такого подхода состоит в его доступности. Однако он имеет и свои недостатки: малоконцептуален и ведет к размыванию философии науки, растворению ее в простом описании фактов и событий научно-познавательной деятельности.

Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, а, следовательно, на отношение мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности.

2. . Наука и другие формы знания: проблема соотношения и взаимовлияния.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор.

Весьма убедительно звучат слова Л. Шестова о том, что, "по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно"

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к "ведомству" вненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризм.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают "маньяком", "сумасшедшим". В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование генетики, кибернетики и т.п.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживающими прогресс преградами. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.Последнее включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Иногда знание повседневного опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто молчаливо руководит действиями субъекта. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания. Заметим, что ученый, используя узкоспециализированный арсенал научных понятий и теорий для данной конкретной сферы действительности, всегда внедрен также и в сферу неспециализированного повседневного опыта, имеющего общечеловеческий характер. Ибо ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

3. Функции науки в современном обществе. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей. Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями. Возрастание роли науки особенно актуально в эпоху НТП. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства. Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной потому, что наука, развиваясь, возлагает на себя новые и новые функции.

Функции науки в жизни общества:

1)Культурная функция науки представляет собой процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.

2)Функция фактора социальной регуляции, представляет собой воздействие науки на потребности общества, становясь необходимым условием рационального управления. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, экологическая ситуация и т. д.).

3)Функция науки, предполагающая гуманистическую ориентацию, в которой присутствует акцент на выживание человечества.

4)Экологическая функция науки, направленная на сохранение природы и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека.

Роль науки в современном образовании и формировании личности.

В основании современного образовательного процесса лежит научная картина мира. А сама сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методы. Современная образовательная система использует научно обоснованные подходы, в которых учитываются особенности нейрофизиологической, умственной и эмоционально-волевой сферы деятельности субъектов образовательного процесса. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной области», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности.

Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие основоположения присутствуют в составе мыслительной деятельности педагога, они передаются им обучаемым. Научные подходы пронизывают и все содержание учебно-образовательного процесса. Сами образовательные модели опираются на сугубо научные обоснования и достижения многообразных наук о человеке. в частности антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и пр. Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информационные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положении, но и закономерности. Это предполагает наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов.

Образование – это необходимая ступень социализации личности. Целостный процесс образования служит интересам общества и личности. В то же время, изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки.

Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней:

- операционный, предполагающий освоение логики учебного предмета;

- межоперационный, как совокупность дисциплин данного учебного курса;

- тактический, отвечающий за формирование содержания знания на основании пройденный дисциплин;

- стратегический, ставящий задачи интегрирования содержательного потенциала знаний во внутреннюю смысловую структуру личности;

- глобальный, свидетельствующий о сущностном ядре личности, предстающей как результат интегративного и направленного образовательного процесса.

4. Научная картина мира.

Научная картина мира — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок или - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.

В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента — понятийный и чувственно-образный. Понятийный представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминизма и др.), общенаучными понятиями и законами (например, закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, биологический вид, популяция и др.).

Чувственно-образный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы и др.).

Важнейшие концепции естествознания служат основой научных представлений об общей картине природы, поскольку в них формулируются фундаментальные понятия, принципы и законы естествознания в каждую историческую эпоху его развития. Именно они составляют научную основу картины природы в целом и поэтому в значительной степени определяют научный климат эпохи. В теснейшем взаимодействии с развитием наук о природе, начиная с XVII в., развивалась математика, которая создала для тогдашнего естествознания такие мощные математические методы, как дифференциальное и интегральное исчисления, а также дальнейшие их ответвления.

Основой картины природы и мира в целом служили мировоззренческие и философские идеи о строении мироздания, законы его изменения и развития. Человек всегда стремился понять окружающий его мир и свое место в нем. Поэтому уже на ранних этапах цивилизации возникают мифологические и религиозные представления о мире, которые со временем вытесняются научными взглядами на него.

Однако без учета результатов исследования экономических, социальных и гуманитарных наук наши знания о мире в целом будут заведомо неполными и ограниченными. Человек не только природное существо, он теснейшими узами связан с обществом, в котором протекает вся его деятельность. Фундаментальные понятия и принципы жизнедеятельности общества составляют вторую, дополнительную часть целостной научной картины мира. Поэтому следует различать естественнонаучную картину природы, которая составляет первую часть общей картины мира и формируется из результатов исследований и достижений наук о природе. Общая же научная картина мира представляет собой синтез фундаментальных понятий, принципов и закономерностей естествознания и обществознания.

5. Идеалы и нормы научного исследования

Научная деятельность, как и любая другая, руководствуется, во-первых, вполне определенными целями, которые возникают периодически в результате выдвижения конкретных научных проблем. Во-вторых, она ориентируется на общие ценностные установки познания, важнейшей из которых является достижение объективно научного знания о действительности. В-третьих, наука стремится выйти за рамки непосредственной практики, и она создает модели и теории, которые могут найти практическое применение лишь в будущем. Эти цели и ориентиры находят свое реальное выражение в идеалах и нормах научного исследования. Но на протяжении истории науки они не остаются неизменными, а испытывают существенные изменения, особенно в связи с революциями в науке, радикально меняющими, как идеалы научности, так и нормы научного исследования.

1) Аксиоматический идеал научности - Древняя Греция.2) Галилей – идеалом стал экспериментальный метод

3) 17-18 века: идеалом стала непогрешимая вера в истинность научных законов 4) к. 19-нач. 20 вв.: неклассический идеал научности, относительность н. истин

5) Современность: постнеклассический идеал научности на основании принципов взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации материальных систем и структур.
В идеалах науки выражаются ценностные ориентации научного познания, которые в свою очередь реализуются через соответствующие нормы, критерии и требования научного исследования и обоснования его результатов.

Идеалы и нормы непосредственно связаны с основными функциями науки:

- систематизация и организация научного знания

- описание и объяснению существующих фактов

- предсказание новых фактов

- обоснование и доказательство полученного знания.

Идеалы и нормы научного объяснения должны способствовать расширению области применения научного закона или теории. Для этого наука стремится перейти от менее общих законов и теорий, к более общим, раскрывающим более глубокие и существенные связи и отношения исследуемых явлений. Другими важнейшими идеалами научного объяснения служат адекватность и эффективность полученных результатов. Адекватность объяснения достигается с помощью логических, эмпирических и методологических норм исследования. Логические формы требуют, чтобы объясняемый факт был логическим следствием объясняющего его закона или обобщения и тех начальных условий, которые относятся к объясняемому факту.

- Принцип простоты, благодаря которому удается выделить более общие и глубокие предпосылки существующего знания.

- Принцип точности, который облегчает проверку гипотез и теорий, ориентируя исследователей на выражение своих результатов в количественной, математической форме.

- Принцип выявления минимального числа допущений при построении теории, не умножай сущностей - принцип преемственности в развитии и организации научного знания и объединения его в единую, целостную систему.С идеалом объяснения тесно связан процесс предсказания новых явлений и событий, который тоже опирается на существование объективных закономерностей.Принцип достаточного обоснования Лейбница и принцип отсутствия противоречий – тоже основополагающие принципы.Все перечисленные идеалы и нормы науки находят свое выражение в структуре метода, который доминирует в тот или иной исторический период развития науки. Наибольшее воздействие на формирования метода оказывают нормы исследования, которые направляют и контролируют его ход. Кроме того, существуют также идеалы и нормы, которые имеют специфический характер и используются либо в отдельных, либо в сходных, взаимосвязанных науках. Нормы и требования экспериментальных наук должны отличаться от норм и требований абстрактных наук.Что касается исторического характера идеалов и норм, то их уровень в каждый определенный период развития науки изменялся соответственно интеллектуальному климату, существующему в данном обществе, обусловленному потребностями его культуры и социально-экономической жизни. На первом уровне, когда наука формировалась как самостоятельная область познавательной деятельности, ее идеалы и нормы были ориентированы на выделение среди других способов познания: мифологического, обыденного, стихийно-эмпирического, религиозного. Уже в античной науке строго отделяли доказательное знание, от мнения. Поэтому подлинной наукой греки считали математику. Однако при изучении природы ограничивались простым наблюдением и описанием. С возникновением опытного естествознания в 17 веке формируются идеалы и нормы исследования природы, важнейшим требованием стала проверка гипотез с помощью специально поставленных экспериментов. Вплоть до конца 19 века основные идеалы классической науки не претерпели изменений. В конце 19-го начале 20-го веков произошла революция в естествознании, классические истины стали иметь относительный характер и возник неклассический идеал науки.

6. Философские основания науки – это особый, промежуточный между философией и наукой род знания, который не является не чисто философским, не чисто научным.

Философские основания науки – множество онтологических, гносеологических, методологических, логических и аксиологических понятий и утверждений философии, которые используются учеными при создании ли обосновании какой-либо научной теории, исследовательской программы научного направления или даже науки в целом как специфической когнитивной реальности, вида человеческой деятельности и особого социального института. Основное содержание и специфика различных типов философских оснований науки. 1) Онтологические (учение о бытии) основания науки представляют собой принятые в той или иной науке общие взгляды о картине мира, типах материальных систем, характере их детерминации, формах движения материи, общих законах функционирования и развития материальных объектов и т.д. 2) Гносеологические (учение о познании) основания науки, принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта, статусе теоретических понятий и т.д. 3) Логические основания науки – принятые в науке правила абстрагирования, образования исходных и производных понятий и утверждений, правила вывода и т.д. 4) Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки положения о методах открытия и получения истинного знания, способах доказательства и обоснования отдельных компонентов теории и теорий в целом. Очевидно, что методологические основания науки могут не совпадать, быть различными не только в разных науках, но и в одной и той же науке на разных стадиях ее развития. 5) Ценностные, или аксиологические, основания науки представляют собой принятые утверждения о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в системе духовной и материальной культуры, о целях науки, о научном прогрессе, его связи с общественным прогрессом, об этических и гуманистических аспектах науки и т.д.

Понятие «философские основания науки» выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепций и т. п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знании выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Являясь средством (орудием) приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

6. . Особенность эмпирического знания и его структура. Методы эмпирического познания

Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание), вследствие чего эмпиризм всегда был связан с сенсуализмом (от лат. sensus - чувство), но это не тождественные понятия.

На ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная факто-фиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания.

Стадии:

4.Формирование базисных эмпирических знаний, фактов (наблюдения, эксперимента и измерения). Факт - знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена.

5.Обнаружение внешних объективных взаимосвязей явлений. Поэтому главными методами исследования на этой стадии является логические методы – анализ, синтез, систематизация и классификация.

6.Раскрывается сущность изучаемых явлений (это так называемая сущность первого порядка). Формулируется данная сущность в виде эмпирического закона.

Однако не следует забывать, что опыт никогда, тем более в современной науке, не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому ИСХОДНЫЙ ПУНКТ, НАЧАЛО НАУКИ - это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы. Они состоят из абстрактных объектов ("идеальных конструктов") разного рода - постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т.п.

Мы, оказывается, сами "делаем" наш опыт. Именно теоретик указывает путь экспериментатору. Причем, теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана и до последних штрихов в лаборатории. Соответственно, не может быть и "чистого языка наблюдений", так как все языки "пронизаны теориями", а голые факты, взятые вне и помимо концептуальных рамок, не являются основой теории.

Методы эмпирического познания

1)Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами. По мере развития науки оно становится все более сложным и опосредованным.

2)Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в "чистом виде".

Основные особенности эксперимента:

а) более активное отношение к объекту исследования, его изменения и преобразования;

б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов;

в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

г) обнаружение таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

д) возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента

3)Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия. 4)Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

5)Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются "вслепую", а всегда "теоретически нагружены", направляются определенными концептуальными идеями.

Наши рекомендации