Физикализм и лозунг единства науки
Одна из важнейших целей неопозитивистов заключалась в том, чтобы разработать единый язык для всех наук. Они хотели преодолеть существующее положение вещей, когда наука имеет собственный язык, в котором в разных науках одно и то же выражение имеет различный смысл, что неизбежно ведет к хаосу. Витгенштейн исследовал условия построения такого искусственного языка, который был бы логически совершенным языком, то есть был бы свободным от недостатков обычного (естественного) языка, выражающихся в его многозначности и отсутствии логической точности. «Единство языка, и только оно, приведет к единству наук» - этот лозунг неопозитивисты выдвинули как главный в своих начинаниях. Они также пришли к убеждению, что, если науку должен охватить один язык, то таким языком должен быть язык физики, ибо он является наиболее совершенным и обширным. Этот постулат они называли «физикализмом». Превосходство языка физики заключается в том, что он охватывает исключительно пространственно-временные факты, которые относятся к общезначимому опыту и являются точно измеряемыми.
Неопозитивисты полагали, что сведение языка всех наук к языку физики является возможным, в том числе и для биологии, вопреки предубеждениям виталистов. Точно так же обстоит дело и с психологией, ибо, если она хочет быть наукой, то должна быть исключительно теорией поведения, трактуемой в духе бихевиоризма. Подобным же образом обстоит дело и в социологии: если она хочет быть наукой, то может быть таковой лишь в качестве теории поведения, но не индивидуального, а коллективного, группового; а такой «социальный бихевиоризм» - так же, как и индивидуальный, - позволяет выразить себя на языке физики. В гуманитарных науках все то, что на самом деле является наукой, является либо психологией, либо социологией. То, что еще помимо этого якобы включают в себя гуманитарные науки, а именно - ценностные суждения, вообще не содержат в себе признаков науки и ни в одной из наук для них нет места. Наук идеологических, индивидуализирующих (исторических) в действительности не существует. Науки могут только описывать, ничего другого они делать не могут, но они должны описывать так, чтобы можно было предвидеть дальнейшие события - это означает, что они должны описывать то, что является общим в опыте (а не то, что индивидуально). Таким именно образом многое из того, что входит в науку, было признано неопозитивистами ненаучным - они оставили в науке только то, что позволяет себя выразить на языке физики. Физикализм, правда, пока не является актуальным состоянием науки - он является для них пока лишь постулатом, идеалом, но идеалом возможным и таким, который надо обязательно достигнуть.
Проблема исходных первичных предложений
Один из наиболее существенных тезисов позитивизма можно сформулировать следующим образом: «нет абсолютно исходных предложений при построении науки» (Карнап). Как когда-то проблема врожденных идей и априорных истин, так теперь проблема исходных первоначальных предложений вышла на передний план и разделила мыслителей на противоположные лагери. Негативная по отношению к исходным предложениям позиция новых позитивистов существенным образом изменила традиционный образ науки. Никакое предложение не может быть раз и навсегда признано в качестве исходного предложения науки, поскольку нет интуитивно достоверных предложений, а только такие предложения могли бы быть абсолютным основанием дальнейших выводов. Поскольку же нет исходных предложений, то нет и вторичных, то есть не существует в науке порядковой иерархии. А поскольку нет интуитивно достоверных предложений, то нет также и изолированных предложений, истинность которых можно бы было констатировать, не ссылаясь на иные предложения. Для каждого из них необходима верификация. Но если нет первичных истин, то это означает, что верификационная цепь является бесконечной. Если ни одна истина не обнаруживается обособленно, то это можно сделать, объединив их в ансамбль. «Первым критерием истины является ее соответствие системе» - писал математик Г. Вейль. Следовательно, не соответствие утверждения действительности представляет собой критерий истины, а соответствие утверждений между собой.
Отличие неопозитивизма от позитивизма Конта и эмпириокритицизма.
Доктрину «Венского кружка», или неопозитивизма, отличает от прежних форм позитивизма ряд черт: 1) трактовка логико-математических наук как неэмпирических и аналитических; 2) стремление к объединению всех эмпирических наук на основе физического языка; 3) сведение всех гуманитарных наук к психологии и социологии, при этом как первая, так и вторая трактовались неопозитивистами в бихевиористском духе, 4) ликвидация метафизики, проблемы которой являются мнимыми, а утверждения - бессмысленными; 5) ликвидация иных философских наук -теории познания, этики, эстетики и понимание философии как логического анализа языка науки. Самым общим образом позицию неопозитивистов можно сформулировать так: истинным знанием является только эмпирическое знание, которое сводится к отчетным (протокольным) предложениям; кроме него существует только тавтология (в математике) и анализ языка (в философии). Утверждения, которые принципиально не могут быть верифицированы, являются бессмысленными; из таких утверждений, согласно неопозитивизму, и состоит традиционная философия.
Дальнейшая эволюция
Трактовку научных законов в неопозитивизме подверг ревизии К. Поппер в своей работе «Логика исследований» (1935 г.). Стремясь спасти научный характер законов природы, он пришел к выводу, что от научных утверждений надо требовать не верификации, а лишь фальсификации: они являются научными, если опыт не требует их отбросить. Карнап признал эту поправку. Таким образом, основной принцип неопозитивизма - принцип верификации - был заменен принципом фальсификации.
Неопозитивисты, как это уже было сказано выше, первоначально (под влиянием Маха) признавали, что истинно эмпирическими являются только интроспективные утверждения, ибо только они непосредственно формулируют опыт. И тогда на них должно было бы опираться все эмпирическое знание. Но в таком случае оно всецело становилось бы субъективным. Чтобы избежать этого, неопозитивисты изменили критерий эмпиричности: теперь уже он заключался не в непосредственном характере опыта, а в интерсубъективной проверяемости. В этом случае основа знания перестает быть субъективной, но само знание уже не может апеллировать к достоверности непосредственного ощущения, которое, однако, является субъективным и не заменяет проверки. Невозможно проверять и верифицировать до бесконечности - следует избрать какое-либо окончательное утверждение, хотя выбор этот до определенного уровня является произвольным. Вот так, отходя от субъективизма, «Кружок» перешел к конвенционализму. А поскольку знание в этом случае зависит не только от опыта, но также и от конвенции (сознания), то эмпирический фактор уже не является в нем единственным. В итоге эмпиризм «Кружка» был подвергнут ограничению.
Переход на объективные позиции привел неопозитивизм к физикализму. Первоначально неопозитивисты требовали сведения всех терминов эмпирических наук к физической терминологии. Позже они начали допускать «внефизические» термины, которые позволяли себя переводить на язык физики. И требовали уже использования в науках «физикалистского» языка, обладающего тем свойством, что все его термины могут быть сведены к физическим. «Физикалистский» язык, по их мнению, является более богатым, чем язык физики, который может быть в лучшем случае основным, но не общим языком для всех эмпирических наук. При таком понимании программа физикализации знания уже допускала своеобразие частных наук и не трактовала их как отрасль физики.
Неопозитивизм признавал, что философия сводится к логике науки, или логической теории языка. Последняя же, согласно. Карнапу, сводится к логическому синтаксису, или чисто формальной теории языка, которая, абстрагируясь от значения выражений, занимается только их формой. Однако Тарский показал, что в философии есть проблемы, доступные для научного исследования, например, проблема определения истины, которая относится не к синтаксису, а к семантике - науке об отношениях между выражениями и предметами. Следовательно, это проблема, которая касается не только формы, но и содержания выражений.
От верификации - к фальсификации, от чистого эмпиризма - к эмпиризму конвенционалистскому, от языка физики - к языку «физикалистскому», от синтаксиса - к семантике - такова эволюция неопозитивизма.