I. Теория Первоначального образа
1. Слово тело в данном и подобных выражениях, использованных в философии Объединения, относится не только к видимой, но также и к невидимой сущности. Концепция “тела” специфична для Философии Объединения. Слово тело, вошедшее в такие выражения, как объединенное тело, гармоничное тело, новое тело и мультиплицированное тело, относится к сущности, которая пришла к существованию в результате действия отдавания-и-принятия. В соответствии с этим слово “тело” относится как к видимым, так и к невидимым сущностям.
2. В английском издании “Божественного Принципа” термины сон-сан и хён-сан переведены соответственно как внутренний характер и внешняя форма (Divine Principle, Secоnd ed., New York: The Нoly Spirit Association for the Unification of World Christianity, 1973. Р. 22).
3. Там же данное утверждение переведено так: “Внешняя форма может также быть названа вторым внутренним характером” (Ibid. Р. 22).
4. Здесь опыт относится не только к тому, что мы ощущаем пятью физическими чувствами, но также и к результату, возникшему из внутренних взаимоотношений между душой и телом.
5. Поль А. Дирак и др. Библиотека научных богатств Америки: Книга для чтения по физической науке (на яп. яз.), Токио: Коданся, 1972. С. 79.
6. Великий предел (Тай-цзи) интерпретировался как монистическое ци в “И Цзин”, в эпоху ранней династии Тан.
7. Вернер Гейзенберг (1901—1976) — один из создателей квантовой физики, примерно с 1951 года занимался единой теорией элементарных частиц, отстаивал идею “первичной материи”. Согласно данной теории, элементарные частицы, открытые к настоящему времени, число которых достигает 300, возникли из первичной материи, являющейся предельной материей, что следует из космических уравнений, представленных в соответствующих математических формулах. По Гейзенбергу, первичная материя — это то же самое, что первичная энергия, и все виды элементарных частиц (то есть вся материя) Вселенной состоят из первичной энергии. Первичная материя и первичная энергия, о которых говорил Гейзенберг, близки по смыслу к праматерии и праэнергии, которые отстаивает Философия Объединения. Согласно современной науке, сегодня известно, что вся материя состоит из кварков и лептонов. В последнее время активно разрабатывается теория “субкварков”, которая основана на представлении о том, что кварки и лептоны построены из еще более мелких базовых частиц, субкварков. В частности, согласно этой теории, вся материя состоит из субкварков, существующих в трех видах. Последние можно рассматривать как различные состояния субкварка. Если данная теория верна, то из нее следует, что вся материя построена из единой, базовой субстанции. Как видим, теория субкварков представляет собой современную версию монистической единой модели Гейзенберга. Более подробно этот вопрос изложен в книге Хидэзуми Тэразава (Terazawa) “Субкварковая физика и первоначальная геометрия” (Токио, Кёрицу сюппанся, 1982. С. 17-21).
8. Рассмотрим более подробно различие между внутренним хён-сан и первоначальным хён-сан. Все элементы, содержащиеся во внутреннем хён-сан (идеи, концепции, первоначальные законы, математические принципы и пр.) имеют некую форму или образ. Эти формы или образы невидимы, но, проявляясь как сущее, они возникают, будучи, так сказать, облаченными во “внешние одежды”. Этой “внешней одеждой” становится “первоначальный хён-сан”. Поэтому отношение между внутренним хён-сан и первоначальным хён-сан — это отношение содержания и формы.
9. В английском переводе сон-сан звучит как “существенный характер”, а хён-сан как “существенная форма” (Divine Principle. Р. 25).
10. Известный английский (Лондонский университет) физик-теоретик Дэвид Бом (Bohm), исследуя сферу сознания, сформулировал свою уникальную космологию. “Если все глубже и глубже прослеживать черты, присущие материи, — рассуждает Бом, — я верю, что в конце концов мы можем достигнуть пластов, которые воспримем как разум, то есть разум и материя сольются”. (Ken Wilber, ed., The Holographic Paradigm and Other Paradoxes, Boston: Shambhala, 1985 Р. 193.) Таким образом, Бом, исследуя сознание с естественнонаучной позиции, пришел к таким же выводам, что и теория единства, развиваемая Философией Объединения.
11. Николаc Мальбранш (1638—1715) приложил идеи окказионализма Гейлинкса к вопросам эпистемологии. Если дух и материя являются видами субстанции, совершенно отличными между собой, то как же может дух познать материю? По мнению Мальбранша, вечные идеи пребывают в Боге как прототипы вещей. В процессе познания вещей мы познаем не непосредственно их, а скорее идеи, находящиеся в Боге, то есть “мы видим все в Боге”. Такой подход приводит к абсолютизации в процессе познания отношения человек-Бог и недооценке значения существования материи (Такэо Ивасакс. История Западной философии (на яп.яз.).Токио: Юхикаку, 1975. С. 147).
12. В английском издании ян-сон переведен как мужское начало, а ым-сон как женское начало (Divine Principle. Р. 25).
13. Ibid. Р. 24.
14. Способности внутреннего сон-сан относятся к функциям интеллекта, эмоции и воли. В отличие от этого, функции Божественной Природы относятся к синтетическим, комбинированным функциям внутреннего сон-сан, внутреннего хён-сан и первоначального хён-сан в целом. Сердце является ядром и сущностью Первоначального Образа (первоначальный сон-сан и первоначальный хён-сан). Поэтому любое обсуждение Сердца должно использовать в качестве предпосылок первоначальный сон-сан и первоначальный хён-сан. Логос может возникнуть в результате взаимодействия внутреннего сон-сан и внутреннего хён-сан. Однако в проявлении творческой способности участвуют не только внутренний сон-сан и внутренний хён-сан, но также и первоначальный хён-сан.
15. В “Сущности христианства” Л. Фейербах писал: “Нельзя любить, хотеть и мыслить, не считая этих факторов совершенствами... Тщеславен только тот, кто восхищается своей личной красотой, а не человеческой красотой вообще (Tr. George Eliot, New York: Harper & Row, Publishers, 1957. Р. 6).
16. Фейербах писал: ”Божественная сущность не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, то есть от действительного, телесного человека, объективированная, то есть рассматриваемая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности” (Ibid. Р. 14).
17. Согласно Божественному Принципу, ”любовь является эмоциональной силой, которую субъект отдает объекту, а красота является эмоциональной силой, которую объект возвращает субъекту” (Divine Principle Р. 48). Однако любовь и красота, как две стороны медали. Если смотреть с позиции того, кто дает, эмоциональной силой является любовь, но если смотреть с позиции того, кто принимает, такой же эмоциональной силой является красота. Таким образом, в случае когда субъект и объект — люди, то любовью является не только эмоциональная сила, отдаваемая субъектом объекту, но и эмоциональная сила, отдаваемая объектом субъекту.
18. Процесс формирования Логоса посредством внутреннего действия отдавания-и-принятия заключается в следующем. Внутренний сон-сан относится к функциям интеллекта, эмоций и воли. При формировании Логоса эти способности действуют согласованно (по отношению к человеку это согласованное действие способностей называется “духовной апперцепцей”). Внутренний хён-сан содержит идеи, концепции, законы (или принципы), математические принципы и т.д. Все эти элементы объединяются на основе идеи, то есть концепции, законы и математические принципы объединены внутри идеи.
Формирование Логоса может быть также объяснено в терминах “начальная стадия” и “развитая стадия”. На начальной стадии различные идеи исследуются посредством внутреннего действия отдавания-и-принятия. Этот процесс должен привести к образованию “ментальной формы”, которая представляет собой идею, с использованием которой предстоит сотворить существа или предметы. Эта форма еще остается статическим образом, или статистическим планом Логоса. Ее можно назвать “первоначальной концепцией” или “пред-Логосом”.
Затем на развитой стадии внутреннего действия отдавания-и-принятия способности интеллекта, эмоций и воли, сосредоточенные на Сердце, вводятся во внутренний хён-сан. В этом случае внутренний хён-сан является ментальной формой, или первоначальной концепцией, которая была сформирована на начальной стадии внутреннего действия отдавания-и-принятия. Посредством развитой стадии действия отдавания-и-принятия происходит формирование Логоса как существующей, или завершенной концепции.
После такого двухэтапного внутреннего действия отдавания-и-принятия начинает происходить внешнее действие отдавания-и-принятия между первоначальным сон-сан и первоначальным хён-сан. На этой стадии сон-сан является объединенным телом интеллекта, эмоций и воли, содержащих Логос, а хён-сан — праэнергией. Посредством действия отдавания-и-принятия между ними праэнергия проникает в форму законченной концепции (то есть Логоса) и в результате такого процесса возникает все сотворенное (Рис. 1 и 2).
19. Divine Principle. Р. 53.
20. Дж. Гиршбергер (Hirshberger) утверждает: “Люди любят называть это панлогизмом и в отношении такого панлогизма рассматривают Гегеля как защитника мистической пантеистической теории, что все едино. Философы, склонные к схоластике, обычно в один голос называли Гегеля философом пантеистических взглядов” (J. Hirschberger. Geschicte der Philosophie. Freiburg: Verlag Herder, 1984, II. Р. 419).
Онтология
1. Хироши Мотояма (Motoyama). Йога и парапсихология, Токио. Сюкё Щинри Сюппан, 1972. С. 109.
2. Явление непосредственного воздействия воли на материю называется психокинезом. Посредством психокинеза некоторые люди могут усилием воли перемещать предметы в пространстве, сгибать, вытягивать или придавать твердость металлическим предметам и даже нарушать работу генератора случайных чисел (M. Cazebave, ed., Science and Conscience, trans. A. Hall and E. Callander, Oxford: Pergamon Prеss, 1984. Р. 49.)
3. В 1966 г. Клайв Бэкстер (Вackster), американский техник по детекторам лжи, исследовал реакцию растений, подключив к листьям электроды детектора лжи. К своему удивлению, Бэкстер обнаружил способность растений реагировать на его мысли. Например, когда он мысленно нарисовал картину горящих листьев, то в момент, когда он представил себе огонь, но даже не успел потянуться за спичками, была отмечена сильная реакция растения. Впоследствии он провел ряд экспериментов и пришел к заключению, что, по-видимому, растения обладают если не сознанием, то способностью к восприятию. Это явление называется “эффектом Бэкстера” (Peter Tompkins & Christоpher Bird, The Secret Life of Plants, New York: Harper and Row, Publishers, 1973. Р. 3-5).
Попытки повторить эксперимент Бэкстера, раскрывающие обмен информацией между человеком и растением, были также предприняты в Советском Союзе. Опыты В. Н. Пушкина и других ученых подтвердили, что растения реагируют на эмоции человека, находящегося в состоянии гипноза (Дубров А. П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современная естественная наука. М., 1983).
4. По этому вопросу Дэвид Бом писал следующее: “Во всей материи может содержаться некая живая энергия, которая в нас проявляется так, как она не может проявиться в камне. Если это действительно так и если в природе имеется некий обобщенный интеллект, то гипотетическое предположение о том, что неодушевленная материя может реагировать на наши мысли, не является такой уж нелогичной” (Ken Wilber, ed., The Holographic Paradigm and Other Paradoxes Boston: Shambhala, 1985. Р. 211).
Кроме того, Жан Е. Чарон (Charon), физик-теоретик из Парижского университета, утверждает, что электроны и протоны сами являются микрокосмом и имеют механизмы памяти и мышления (Мицуо Ишикава. Всемирный обзор научных новинок. Токио: Taмa-Сюппан, 1985. С. 178, 179).
5. Традиционно считалось, что одноклеточные организмы (бактерии)являются бесполыми, однако в 1947 году Дж. Ледерберг (Lederberg) и Е. Л. Татум (Tatum) продемонстрировали, что даже бактерии участвуют в половом воспроизводстве.
6. Настоящее пояснение основано на научной теории Большого взрыва, если допустить, что она верна. Упоминание этой теории отнюдь не означает, что Бог действительно сотворил Вселенную при помощи Большого взрыва.
7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: Прогресс, 1969. С. 33.
8. В “Божественном Принципе” говорится: “Прежде чем создать человека, Бог создал все сущее по образу и подобию свойств и формы человека” (Divine Principle, Р. 44).
9. Сталин Иосиф. Диалектический и исторический материализм. New York: International Publishers, 1940. С. 7.
10. Дэвид Бом пишет о влиянии семени на окружающую его среду следующее: “Каким-то непонятным образом семя непрерывно сообщает неодушевленной материи окружающей среды новую информацию, которая побуждает ее давать жизнь растению или животному. В таком случае кто может утверждать, что жизнь не имманентна даже перед тем, как семя посажено?” (Ken Wilber, ed., The Holographic Paradigm and Other Paradoxes, Boston: Shambhala, 1985. Р. 193).
11. Engels. Anti-Duhring. Р. 75, 76.
12. Ленин В. И. К вопросу о диалектике // Полн. собр. соч. Т. 38. М.: Прогресс, 1976. С. 358.
13. Там же.