Тема: Особенности организации научного исследования
1. Проблемы соотнесения личной заинтересованности, гносеологической перспективности и научной продуктивности исследовательской деятельности.
2. Планирование и алгоритмизация научного исследования
3. Особенности определения проблемной области, объекта, предмета, целей и задач научного исследования.
4. Прояснение степень разработанности той или иной научной проблемы как фактор успешности становления методологии исследования.
5. Формулировка рабочих гипотез исследования.
6. Эмпирическая проверка гипотез исследования.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Логика и методология научного исследования.
2. Структура диссертационного исследования.
3. Стили научного текста.
4. Культура цитирования других источников.
5. Способы и формы организации результатов научного исследования.
6. Аргументированность полученных данных.
Литература:
1. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю.Бельская [и др.]; под ред. проф. Ю.В.Крянева, проф. Л.Е.Моториной. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. гл. 4-12.
2. Пивоев В.М. Философия и методология науки. Учебное пособие для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]/ В.М.Пивоев. – Электрон. текстовые данные. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. – 320 с. – Режим доступа: http://www.pivoev/download/w059.pdf гл.10.
3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2014. – 424 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347. гл. 2, 3, 8.
4. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г. – Электрон. текстовые данные. – М.: Владос, 2012. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483. гл.3, 9-17.
Дополнительная литература:
1. Багаутдинов А.А. Социокультурные атрибуты личностной идентичности человека: Учеб. пособие по курсу «Философия», раздел «Философское учение о человеке, истории и обществе» для аспирантов и студентов всех направлений и форм обучения/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 20 с.
2. Ильин А.Н. Философия и методология науки. Курс лекций. Учеб. пособие по дисциплине «Философия и методология науки» для магистров всех направлений и всех форм обучения/ А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 206 с. Лекция 9.
3. Корепанов К.И., Смолькина Л.И. История и философия науки. Учеб. пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии науки/ К.И.Корепанов, Л.И.Смолькина. – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 288 с. Тема 4, 7.
4. Радугин А.А., Радугина О.А.Философия науки: Учебное пособие для высших учебных заведений/ А.А.Радугин, О.А.Радугина. – М.: Библионика, 2006. – 320 с. Тема 7, 8, 10-15.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»
1. Специфика философского знания. Философия как наука.
2. Специфические особенности бытия науки, ее цели и задачи.
3. Наука как социальный институт. Становление и развитие социологии науки.
4. Рационализм и рациональность. Основные типы научной рациональности.
5. Основные концепции современной философии науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
6. Современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира.
7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
8. Основные стратегии научного исследования природы.
9. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
10. Диалектика и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке.
11. Техника как объект философской рефлексии: основные исследовательские программы.
12. Понятие техногенной цивилизации, ее достижения и проблемы.
13. Концепция постиндустриализма в современной социальной философии.
14. Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятие познания и знания.
15. Многообразие форм познания. Специфика философского, научного, образно-художественного и религиозного познания.
16. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе.
17. Научная проблема как исходный путь исследования.
18. Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.
19. Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание.
20. Философские основания науки и критерии научности. Нормы и идеалы научного исследования, их социокультурная размерность.
21. Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.
22. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.
23. Структура научного исследования и уровни организации научного знания.
24. Системный подход и его роль в научном познании.
25. Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки.
26. Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.
27. Метатеоретические основания науки.
28. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания. Научное и ненаучное знание.
29. Динамика науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке будущего науки.
30. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.
31. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.
32. Методы эмпирического и теоретического исследования.
33. Эволюционная, конвенциональная, фундаменталистская и нефундаменталистская эпистемология.
34. Аналитическая эпистемология: логический атомизм и неопозитивизм.
35. Общелогические методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.
36. Основные этапы становления научной теории.
37. Математизация и компьютеризация современного естествознания.
38. Методологические новации в современном научном познании.
39. Методы предвидения и прогнозирования.
40. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках.
41. Интерпретация как общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.
42. Вера, понимание, истина в структуре личностного знания.
43. Проблема истинности научного знания.
44. Связь социальных и внутринаучных ценностей и их роль в достижении истинного знания. Критика и конвенция как основы истинности знания.
45. Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.
46. Философско-методологические проблемы информатизации и медиатизации современного общества.
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю.Бельская [и др.]; под ред. проф. Ю.В.Крянева, проф. Л.Е.Моториной. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 416 с.
2. Новиков А.М. Методология научного исследования / А.М.Новиков, Д.А.Новиков. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.
3. Пивоев В.М. Философия и методология науки. Учебное пособие для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]/ В.М.Пивоев. – Электрон. текстовые данные. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. – 320 с. – Режим доступа: http://www.pivoev/download/w059.pdf
4. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2014. – 424 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347.
5. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г. – Электрон. текстовые данные. – М.: Владос, 2012. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483.
6. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.В. Анохина [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 639 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20297.
7. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: хрестоматия/Водопьянов П.А., Бурак П.М. – Минск: Белорусская наука, 2014. – 520 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29534.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Багаутдинов А.А. Деформация современной научной картины мира и контуры новой парадигмы// Адлеровские социол. чтения. т. 5. №1-1/ отв.ред. проф. А.А.Емекеев. – Альметьевск: АГНИ, 2010. – С.154-158.
2. Багаутдинов А.А. Модернизация как синергетическое явление в образовании и науке// Развитие гуманитарной среды в техническом вузе. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2010. – С.34-38.
3. Багаутдинов А.А. Основы логики и культуры мышления. Учеб. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения АГНИ/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2009. – 108 с.
4. Багаутдинов А.А. Синергийная методология в теории культуры// Дискурсивные практики в синергийной антропологии:. сб. науч.ст./ под ред Агапова О.Д. – Казань: Познание, 2013. – С. 35-44.
5. Багаутдинов А.А. Социокультурные атрибуты личностной идентичности человека: Учеб. пособие по курсу «Философия», раздел «Философское учение о человеке, истории и обществе» для аспирантов и студентов всех направлений и форм обучения/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 20 с.
6. Багаутдинов А.А., Мартынычев И.В. Кризис научной картины мира как видимая часть кризисных процессов в современном социуме// Кризисные процессы современного социума и пути их преодоления: Материалы республ. научно-практич. конф./А.А.Багаутдинов – Казань: КГТУ(КАИ), 2005. – С.131-136.
7. Багаутдинов А.А. Эпистемологические аспекты современной науки// Итерационный характер формирования инновационной инфраструктуры и подготовки кадров перспективной экономики знаний в муниц. районах: тезисы докл. XI науч.-практ. конф. проф.-препод. состава. – Альметьевск: АГИМС, 2007. – С.12-14.
8. Багаутдинов А.А. Язык как метатеоретический концепт и конструктор социокультурной реальности (монография) /под общ. ред. проф. О.И.Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2010 – 127 с.
9. Данилова М.И. Философия науки (курс лекций): учебное пособие для аспирантов технических направлений подготовки/ М.И.Данилова. – Краснодар, 2015. – 90с.
10. Ильин А.Н. Философия и методология науки. Курс лекций. Учеб. пособие по дисциплине «Философия и методология науки» для магистров всех направлений и всех форм обучения/ А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 206 с.
11. Корепанов К.И., Смолькина Л.И. История и философия науки. Учеб. пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии науки/ К.И.Корепанов, Л.И.Смолькина. – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 288 с.
12. Корепанов К.И. История и методология наук о земле с древности до начала XX века. Учеб. пособие по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей аспирантуры/ К.И.Корепанов – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 84 с.
13. Радугин А.А., Радугина О.А.Философия науки: Учебное пособие для высших учебных заведений/ А.А.Радугин, О.А.Радугина. – М.: Библионика, 2006. – 320 с.
14. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие/ В.П.Кохановский [и др.] – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.
Подписано в печать . .2015 г.
Формат 60х84/16
Печать RISO 1,24 уч.-изд.л 1,14 ус.-печ.л.
Тираж 150 экз. Заказ №
ТИПОГРАФИЯ