Ландшафтность мысли в античной философии
«Ландшафт» - это основной концепт тотемистической «философии» и первобытной «философии» вообще. Для многих эти понятия «тотемистическая» и «первобытная» философия выглядят странно. Но, во-первых, надо помнить, что мы имеем форму античной философии, которая считается философией как таковой по преимуществу, но мы имеем отличные от нее формы древнекитайской и древнеиндийской философии – это тривиальная истина; во-вторых, видно, что философская мысль довольно длительное время не выделялась из мифологии, более того, «мифотворчество» в философии - одна из существенных черт самой «ультрасовременной» философии, а потому не вижу оснований говорить о том, что первобытных форм философии не существовало. Человек мыслил всегда - с самого начала культурной жизни, а потому он и «философствовал», формируя на базе этого философствования свои мифы, свою эстетику, свои формы магической первобытной науки, таким же образом как на базе античного философствования сложились христианская и мусульманская религии со своей эстетикой и системой знаний.
Для человека тотемистического периода культуры - его философия – это «экологическая» философия, «архэ» которой была «Земля». Земля как ландшафтная «ойкумена» его существования, его священный «Космос», где, во-первых, его местопребывание окружено множеством тотемистических центров для совершения ритуальных обрядов; на которое, во-вторых, накладывалось социально организованная система местопребывания рода со своими местами расположения тех или иных социальных страт рода; в-третьих, которое пересекали тропы и места их хозяйственной деятельности – тропы охоты и места собирательства. В четвертых, - и система взаимоотношений тотемистической культуры с окружающей природой, что в такой же степени важно для первобытного человека, как и для современного. Это обусловлено тем, что для собирательных «потребительских» обществ первобытности, в отличие от производящего общества, очень важно состояние окружающей среды, - род, который жил на стабильной стоянке, довольно быстро истощал ресурсы своей пищевой территории при хищническом отношении к ней. Он часто был бы вынужден менять свою стоянку, что крайне хлопотно для рода, ибо требовало дополнительных усилий для обживания другой чуждой территории, потому род предпочитал держать в экологической чистоте окружающую природу и быть с ней в гармонии, дабы эта необходимость возникала как можно реже. И эта «экологическая» философия есть философия «Земли», Философия Ландшафта.
Ситуация не изменилась и в более развитый период производящей экономики, во времена господства анимизма и антропоморфизма. Все антропоморфные боги – это, прежде всего, олицетворение ландшафтных стихий – воды, неба (огня, света, тепла), воздуха и земли. И эти стихии, которые сейчас служат базовыми в рассмотрении устойчивых систем ландшафта в теоретической географии, были базовыми для человека культуры антропоморфизма. Человек во многих системах философии антропоморфизма – это человек, произошедший из Земли и её ландшафтных составляющих. Потому и их философия была Философией Ландшафта. Более того, сформированные на базе этого антропоморфизма абстрактные «мысле-образы» в античной и древневосточной философии, на протяжении всей их истории были «мысле-образами» земли, неба (огня, света, тепла), воздуха и воды. Они так и остались архетипическими образами в поэзии, литературе и философии в наше время, что убедительно показал французский философ науки и эстетик Г. Башляр (1884-1962) в своих работах. Т.е. философия и ментальность человека вообще до сих пор оперирует стихиями Ландшафта: землей, небом (огнем, светом, теплом), воздухом и водой. Т.е. она была и есть философия Ландшафтных стихий.
Вся досократическая философия оперировала ландшафтными стихиями (воды, воздуха, огня, земли), которые в эпистемологическом режиме мышления выступали в качестве априорных мысле - образов. Последним поэтом-философом, «лебединой песней» ландшафтной философии досократического типа был Эмпедокл, который как раз мыслил в режиме поэтических мысле-образов, свойственных Философии Ландшафта и дал развернутую концепцию досократической философии ландшафтных стихий.
Но это не значило, что ландшафтная философия на этом кончилась, более того, попытка софистов отойти от этого стиля ландшафтного «онтологического» мышления в сторону «гносеологизма» и «риторики» была мгновенно встречена «в штыки». Платон, в первое время еще находившийся под влиянием «гносеологизма», в более поздний период в «Тимее» перешел к «онтологизму» ландшафтного мышления, дав в этом диалоге почти классический образец ландшафтной философии.
Идеи столь популярного в Афинах и, видимо (так как не дошли его тексты), наиболее типичного представителя философии Ландшафта в греческой философии классического периода, – Диогена Аполлонийского органично перешли в стоицизм, который, стараясь обойтись без платоновых надмировых «Идей» и, следуя больше именно позднеплатоновскому «Тимею», выстроил первую феноменологическую теорию «каталептического восприятия», оперируя в своем философствовании ландшафтными стихиями. Симптоматично, что выдающийся представитель среднего стоицизма Посидоний – это, прежде всего, выдающийся географ, который приложил принципы «онтологизма» ландшафтного мышления стоицизма к созданию первых основ учения о зонах (т.е. ландшафтах). Именно Посидоний инициировал мощный взлет географической науки и на базе этих идей возникло учение о «зонах» Страбона.
Также и ученик Платона - Аристотель, не приемля платоново разделение на мир идей и мир вещей, перешел к своей теории форм и энергетических потоков, задавая исходные принципы методологии ландшафтного мышления: таксономическую логику, квалитативистскую методологию анализа многообразий и системную картину мира, в которой действуют не абстрактные сущности (идеи-атомы), а конкретные ландшафтные стихии и каждый предмет имеет свое «естественное место», свою «хору».