И методологические стратегии в гуманитарном знании
Лингвистический поворот в науке. Ф. де Соссюр и Ч. Пирс: основные понятия. Семиотика и структурализм – попытка придать гуманитарным наукам статус точных: притязания и реальные достижения. Возникновение системного подхода и системного метода в процессе структуральных исследований. Психологический поворот в социально-гуманитарной науке. Создание объяснительных парадигм универсального характера: бессознательное З. Фрейда, «новый рационализм» К.Г. Юнга, структурно-лингвистический психоанализ Ж. Лакана и другие. Эпистемологическая методология М. Фуко. Археология гуманитарного знания М. Фуко как новый историзм. Дискурс и дискурсивные практики. Паноптикон. «Знание-власть». Гендерные исследования: теоретические, социальные и политические аспекты. Проблемы гендерной асимметрии. Постпозитивистская философия науки: парадигмы исследования, исследовательские программы, концептуальные пролиферации (П. Фейерабенд). Постструктурализм, деконструктивизм и постмодернизм как единый методологический комплекс в социально-гуманитарном знании.
Рекомендованная литература
1. Антология гендерной теории.— Минск.: Пропилеи, 2000. – 140 с.
2. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. —М.: Эдиториал УРСС, 1997.- 448 с.
3. Бовуар С. де. Второй пол.— М.: Прогресс, СПб.: Алетейя, 1997. – 238 с.
4. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие.— Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. — 708 с.
5. Вулф В. Своя комната // Эти загадочные англичанки.— М.: Прогресс, 1993.
6. Земон Дэвис Н. Дамы на обочине. —М.: Новое Литературное Обозрение, 1999. – 400с.
7. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.— М., 1996. - 256 с.
8. Наука и ценности. —Новосибирск,1987. - С. 5 – 27, 158 – 171.
9. Поппер К. Логика и рост научного знания.— М.: Прогресс.1983. – 608 с.
10. Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики. Пер. с французского. —М.: 2004. -256с.
11. Пирс Ч.Π Начала прагматизма / Перевод с английского, предисловие В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина, — СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. — 352 с.
12. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.— М., 1986. - с.543
13. Фрейд Зигмунд "Я" и "Оно". – М.: Антология мысли. – 2006, 1040 с. 839-860 с.
14. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф.В.Бассин и М.Г.Ярошевский. — М., Наука, 1989.- 456 с.
15. Фрейд З. Психология бессознательного.— СПб.: Питер. 2010 г.- 400с
16. Юнг К.Г. Архетип и символ.— М., Ренессанс, 1990. – 304 с.
17. Юнг К.Г. Психология бессознательного. —М., Канон +, Реабилитация, 2013 г. – 320 с.
18. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке.— М, Ренессанс.1992. – 320 с.
Вопросы для зачета (коллоквиума):
1. Место научных исследований в современном университете
2. Наука как тип дискурса
3. Доктрина сциентизма
4. Обыденное и научное знание
5. Становление критериев научности
6. Средства связности научных дискурсов
7. Специфика универсальности научного знания
8. Возникновение и перспективы научно-технической цивилизации
9. Научная деятельность как предмет наукометрического анализа
10. Научные сообщества
11. Этика и профессиональная ответственность учёного
12. Понятия научного факта, эмпирических обобщений, частно-теоретических схем и фундаментальных теорий
13. Строение научных теорий
14. Детерминизм и его эволюция
15. Современная научная картина мира
16. Методы эмпирического исследования
17. Методы теоретического исследования
18. Понятия «неявного знания», «интуиции», «гипотезы», «эпистемологического анархизма»
19. Кризисы и революции в развитии науки
20. Особенности объекта в социально-гуманитарном познании
21. Природа субъекта в социально-гуманитарном познании
22. Проблема истины в гуманитарном познании
23. Структурализм как научная методология
24. Модернизм и постмодернизм как понятия
25. Методология исторических исследований. Школа «Анналов»
26. Археология гуманитарного знания М. Фуко.
27. Проблема смысла и назначения истории. Доктрина «конца истории»
28. Гендерные исследования: философия, методология и ключевые понятия
Критерии оценивания работы аспирантов:
«отлично»
· Аспирант демонстрирует профессиональное владение навыками аналитического мышления, четко выделяет исследуемый объект и способен самостоятельно поставить проблему.
· Комплексное видение проблемы. Аспирант свободно ориентируется в теме и демонстрирует междисциплинарные связи.
· Продемонстрирован творческий подход к вопросу. Способ рассмотрения вопроса и предложенное решение являются в достаточной мере самостоятельными и оригинальными.
«хорошо»
· Аспирант демонстрирует достаточную степень владения навыками аналитического мышления, способен выделить исследуемый объект и сформулировать проблему.
· Продемонстрирована компетентность в исследуемом вопросе. Аспирант имеет представление об основных подходах в рассмотрении проблемы.
· Продемонстрирована логическая культура мышления. Ответ последовательный и логически упорядоченный. Излагается не только фактический материал, но приводятся также и аргументы.
«удовлетворительно»
· Аспирант демонстрирует владение необходимыми навыками аналитического мышления, не в полной мере выделяет исследуемый объект и недостаточно точно представляет проблему.
· Аспирант имеет представление о некоторых подходах в рассмотрении проблемы, отличающееся несистематичностью.
· Ответ в достаточной мере последовательный. Фактический материал излагается неполно.
«неудовлетворительно»
· Аспирант не демонстрирует владение необходимыми навыками аналитического мышления, не в достаточной степени выделяет исследуемый объект и не имеет представления о проблеме.
· Аспирант не ориентируется в подходах в рассмотрении проблемы.
· Ответ является непоследовательным. Фактический материал излагается с грубыми ошибками.
Основная литература
1. Огородников В.П. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов, СПб.: Питер, 2011, - 352с.
2. Мамзин А.С. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов. – СПб.: Питер, 2008. – 304с.
3. Фокина Н.И. Современная западная философия (вторая половина XIX–XXвв.): учебное пособие. –М.: Проспект, 2009 – 336с.
4. Зотов А.Ф. Современная западная философия: учебное пособие. - М.: Проспект, 2010 – 608с.
5. Канке В.А. Философия математики, физики, химии, биологии: учебное пособие/В.А. Канке – М.: КНОРУС, 2011 – 368с.
6. Ясницкий Л.Н. Современные проблемы науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/Л.Н. Ясникий, Т.В. Данилевич. – 2-е изд (эл) – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, - 2012. – 294с.
7. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник/Е.В. Ушаков – 2-е, изд, перераб. и доп.- М.: КНОРУС, 2011 – 584с.
8. Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учеб.пособие/А.В. Павлов – М.: Флинта: Наука, 2010. – 344с.
9. Черняк В.З. История и философия техники: учебное пособие для аспирантов/Б.З. Черняк. – М.: КНОРУС, 2012. – 572с.
10. Аллахвердян А.Г. Наука в условиях глобализации: сб.ст. / Под ред. А.Г. Аллахвердяна, Н.Н. Семеновой, А.В. Юревича. – М.: Логос, 2009. – 520с.
Дополнительная литература
1. Буданов В.Г. История синергетики: предтечи и творцы от математики и естествознания // Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография / Отв. Ред. Л.П. Киященко и В.С. Стёпин. СПб.: Издательский дом «Мір», 2009. – 672 с.
2. Венцковский Л.Э. Философские проблемы развития науки. – М.: Наука, 1982. – 190 с.
3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Общ.ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.
4. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. – М.: Наука, 1987. – 566 с.
5. Глейк Дж. Хаос. Создание новой науки. – СПб.: Амфора, 2001. – 398 с.
6. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - С.270-730.
7. Добронравова И.С. Постнеклассическая рациональность и философские основания синергетической методологии // Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография/Отв. Ред. Л.П. Киященко и В.С. Стёпин. СПб.: Издательский дом «Мір», 2009. – С. 296-314.
8. Ильин В.В. Критерии научности знания. – М.: Высшая школа, 1989 г. – 128 с.
9. История и философия науки. Под ред. Мамзина А.С. – СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
10. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений.– Ростов н/Д.: Феникс, 1999 – 576 с.
11. Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2001. – 608 с.
12. Лакатос И. Фальсификация и методология исследовательских программ. – М.: Медиум, 1995. – 232 с.
13. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2004. – 320 с.
14. Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность. Технологии и наши поиски смысла. – М.: АСТ. Транзиткнига, 2005. – 381 с.
15. Поппер К. Логика и рост научного знания. — М.: Прогресс.1983. – 608 с.
16. Розин В.М. Наука: происхождение, развитие, типология, новая концептуализация / Учебное пособие – М.: МПСИ, Воронеж.: МОДЭК. 2008 г. – 600 с.
17. Розов М.А. Философия науки и техники – М.: Гардарики,
1999. - 400 с.
18. Синергетическая парадигма: человек и общество в условиях нестабильности. – М.: Прогресс - Традиция, 2003. – 584 с.
19. Степин В.С. История и философия науки – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. —423 с.
20. Стёпин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии развлечения // Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография / Отв. Ред. Л.П. Киященко и В.С. Стёпин. СПб.: Издательский дом «Мір», 2009. – 672 с. – 249-295
21. Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки. – М.: Высшая школа, 1992. – 191 с.
22. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1986. - с.543
23. Философия науки / под.ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 736 с.