Проведение клинических испытаний
Проведение клинических испытаний новых лекарственных средств и вакцин необходимо для совершенствования методов терапии, поиска наиболее эффективных препаратов. Раньше проведение таких испытаний не было столь масштабным, как теперь, а у врачей — было меньше сомнений в отношении возможности проявления тех или иных побочных эффектов или осложнений.
Современная фармакология приобрела значительный опыт в направлении проведения доказательных и этичных клинических испытаний. На формирование этого опыта оказали влияние и судебные иски пациентов, волонтёров, других категорий испытуемых, которые были зафиксированы за последние 50 лет.
В настоящее время основным требованием для участия в испытаниях является получение т. н. «информированного согласия» пациента или волонтёра.
10) Эвтаназия. Вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни становится всё более актуальным — по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» — при вполне возможной «смерти мозга». Эвтаназия (переводится как "добрая смерть"), но может ли смерть быть "доброй"? Имеется в виду "легкая смерть", безболезненная, без мучений и страданий, смерть как тихое засыпание.
Вопрос об эвтаназии впервые был поднят в 30-х гг. XX века в США и Великобритании. Бесчеловечный опыт нацизма, официально взявшего на вооружение идею эвтаназии и отправившего в газовые камеры сотни тысяч людей, оказал отрезвляющее влияние на сторонников эвтаназии. Однако уже в 60-х гг. они снова активизировались. В 80-х эвтаназия с определенными ограничениями, касающимися ее активной формы, легализована в некоторых странах (США, Нидерланды).
Сегодня принято понимать эвтаназию не как легкую смерть, а как решение по ее поводу. Проблема заключается в следующем: предоставить больного технике и природе, обрекая на тяжелую, долгую и болезненную смерть или путем совершения (или несовершения) каких-либо действий помочь ему умереть. Вопрос сводится к отказу больного на лечение, результатом которого является смерть. Эвтаназию определяют как "решение о смерти, ради того, кто умирает"'.
35. Структура процесса познания.В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.Рациональное познание, которое наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.Анализ проблем структуры и важнейших характеристик процесса познания в философии Нового времени обусловил возникновение дилеммы эмпиризма и рационализма.1. Эмпиризм — направление в теории познания, которое, признаёт чувственный опыт единственным или определяющим источником наших знаний о действительности. При этом рациональная способность познания рассматривается только как механическая перекомпоновка и обобщение чувственных данных, не дающих содержательного приращения знаний. Эмпиризм: идеалистический и материалистический Д.Юм, Беркли, чувственный опыт – основа всех знаний. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк, чувства – отражение объектов материального мира.2. Рационализм — направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчёркивающее особую роль дедуктивной методологии познания и интеллектуальной интуиции. В философии Нового времени идеи рационализма развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант и др. В действительности, опыт теснейшим образом связан с мыслительной, рациональной деятельностью сознания. Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления. Ощущение — это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта.Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания, и представляющий собой синтез различных ощущений. Представление – это обобщённый чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памятиОсновные формырационального познания: понятия, суждения, умозаключения. Понятие — форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций). Важно различать два вида понятий: абстракции и идеализации. Абстракция – это понятие как результат мысленного отвлечения (абстрагирования) от определённых свойств и признаков, характерных для реального предмета. Идеализация – понятие, в котором реальные свойства предметов замещаются на мысленно сконструированные. Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, фиксируется истинная оценка события. Умозаключение – ф.м., посредством которой выводится новое суждение на основе нескольких принятых суждений. В рациональном познании важную роль играют воображение, эмоции, воля, а также интуиция. Этапы интуитивного акта: аккумуляция и накопление образов, систематизация, уяснение задачи, прозрение.