Преп. В.А. Фролов (к.ф.н., доцент)
Вопросы к экзаменам по философии
Годовой курс(144 часа)
Преп. В.А. Фролов (к.ф.н., доцент)
1. История рождения и изначальный смысл термина философия.
- Любовь и мудрость в культуре Древней Греции. Философия как любовь к мудрости.
-Мудрость и софистика. Почему философы Древней Греции не называли себя мудрецами.
2. Возникновение философии.
- Основные факторы, условия и механизм возникновения философии.
3. Философия и миф.
- Мамардашвили об отличии философии от мифа.
- Основные условия и гносеологический механизм возникновения философии.
- Основные черты мифологического сознания.
4. Философия и искусство.
-Что объединяет философию и искусство?
- Принципиальное отличие философии от искусства. Мамардашвили о запрете на чувственные ассоциации.
- «Запределивание» как основной метод философии.
5. Философия и религия.
- Основные условия и механизм возникновения религиозного сознания.
- Главный признак религиозного сознания и отличие религии от философии по социальной форме существования.
- История взаимоотношения религии и философии в европейской истории.
- Религия в российском обществе. Почему она существует?
- Что вы думаете об исторической судьбе религии?
- Как относится к религии светская философия (например, Мамардашвили).
6. Философия и наука.
- Платон об отличии философии и науки.
- Основные отличия философии и науки.
7. Философия и мировоззрение.
- Определение мировоззрения.
- Структура мировоззрения и его уровни.
- Роль философии в формировании мировоззрения.
8. Философия как по-двиг мысли.
- Мамардвшвили, Кант и Ортега-и-Гассет об укорененности метафизики в жизни человека. Философия как природная склонность и потребность человеческого разума.
- Основное условие существования философии как природной склонности человека (Мамардашвили и Хайдеггер).
9. Основной вопрос философии.
- Мифологическая и философская картина мира. Рождение философии из удивления. Формулировка основного вопроса философии по Энгельсу и Хайдеггеру.
- Сущностное отличие материализма и идеализма. Объективный и субъективный идеализм.
- Платон: легенда-символ о пещере. Основная задача философа. Роль сомнения в философии нового времени. Апории Зенона и проблемы мышления.
- Отличие (имплицитное) философских вопросов от научных. Вечность философских вопросов.
10. Экзистенциальные истоки философии и ее укорененность в бытии. Вопрошание как источник и естественное условие реальной философии.
- Вопрошание как знание о собственном незнании человека-основание его свободы и ответственности в мире.
- Вопрошание как источник реальной философии.
- Вопрошание как способ формирования самосознания человека.
- Наука и философия как способы решения собственно человеческих проблем в условиях кризиса современной цивилизации.
11. Специфика философского знания.
- Философия как способ умозрения трансцендентного. Идеи как способ бытия вещей.
- Рефлексия как сущность механизма философствования. (Для философа жизнь – это усилие во времени).
- Философия как способ самосозидания человека.
- Реальная философия и философия теорий и систем. Путь от реальной философии к теоретической как путь «страданий».
12. Философия в культуре и образовании.
-Культура и образование: связь и зависимость. Требования современной культуры к образованию.
- Отношение к философии в наше время и в истории образования.
- Роль философии в становлении человека как личности.
- Основные задачи философского курса в вузе. Что может дать философия студенту для само-совершенствования?
13. Структура философского знания.
-Основные разделы философии.
14. Основные функции философии и их содержание.
15. Статья Мамардашвили «Как я понимаю философию».
- Какой путь по мнению М.К. Мамардашвили ведет к овладению философией? Во-первых….Во-вторых…
- Основное условие реального философствования? «Мы философствуем в той мере, в какой пытаемся выяснить условия, при которых мысль может состояться как состояние живого сознания… Следовательно, порождать такой вопрос может только…»
- С чего начинается самостоятельное мышление?
16. Основные парадигмы философствования (История философии)
- Определение парадигмы в науке и философии.
- Мотив объективизма и трансцендентализма в философии Гуссерля.
- Онтологическая парадигма.
- Гносеологическая парадигма.
- Ограниченность онтологической и гносеологической парадигм и начало поворота к антропо-логической парадигме.
- Необходимость и возможность становления парадигмы «Аффирмо».
- М. Хайдеггер о проблеме смысла бытия. Содержание и логика аналитики «ДАЗАЙН».
- Первое следствие из аналитики «Присутствия» Хайдеггера.
- Второе следствие из аналитики «Присутствия» Хайдеггера.
17. Проблема бытия в европейской философии.
- Проблема бытия как философская проблема.
- Проблема бытия в истории европейской философии.
- Метафизика М. Хайдеггера как поиск дома бытия.
- К. Ясперс: проблема бытия как экзистенциальная проблема.
- Структура и сущность бытия в философии Н.Гартмана.
18. Формирование категории «Материя» в рамках осмысления проблемы сущности и единства мира в материалистической традиции.
- Попытки разрешения проблемы сущности и единства мира в рамках субстратного и субстанционального подходов.
- Принцип единства онтологического и гносеологического и его значение в разрешении проблемы сущности и единства мира на рубеже 19/20 столетий.
- Проблема движения в философии.
- Понимание пространства и времени в философии.
19. Проблема сознания в философии.
- Роль Декарта в постановке проблемы сознания и его учение о сознании.
- Учение Гегеля о сознании.
- Учение Мамардашвили о сознании.
- Учение Гуссерля о сознании
20. Проблема происхождения и сущности сознания в постмарксист-ской традиции.
- Категория «Сознание» как философская категория.
- Специфика подхода к объяснению сознания в современной материалистической философии.
- Что является объективным основанием различения и противопоставления материальных явлений и явлений сознания? Почему?
- С какой целью в философию введена категория «Отражение».
- Характеристика отражения и его структура.
- Понимание идеальности в марксизме.
- Опережающее отражение в животном мире и целеполагание человека.
- Феномен знака и проблема возникновения идеального.
- Как Вы понимаете предметность сознания и процесс его становления? Объективное условие формирования предметности сознания.
- Как Вы представляете возникновение феномена идеальности сознания.
- Механизм появления и передачи социального опыта и коллективных целей.
- Сущность процесса социализации в онтогенезе.
21. Проблема познания в философии.
- Основная терминология и проблематика теории познания.
- Основные установки в гносеологии (онтологизм, скептицизм, критицизм).
- Учение о знании (основные условия существования знания и основные позиции в понимании оснований знания).
- В каком отношении и рассматривается первичность: чувственных данных, здравого смысла, и научного знания? Дайте характеристику этим видам знания.
- Основные концепции истины в истории философии и их критика.
- Основные школы и направления в гносеологии.
22. Деятельностная концепция в гносеологии.
- Охарактеризуйте субъективно-идеалистическую и сенсуалистическую традиции в теории познания. Назовите представителей этих направлений.
- В чем Вы видите роль обобщенных алгоритмов деятельности в процессе познания мира?
- Какова роль ощущений и органов чувств в деятельности человека с позиции деятельностного подхода.
- В чем единство и различие практической и познавательной деятельности? Какую проблему решает ответ на этот вопрос?
- Как Вы себе представляете соотношение категорий «Объективная реальность», «Объект познания» и «Предмет познания».
- Каковы основные условия функционирования предмета познания в познавательной деятельности и в сознании человека?
- Чем определяются и в чем проявляются субъективная и объективная стороны процесса познания?
- Методология и основные аргументы критики сенсуализма и агностицизма.
- Какие сферы отражают две пары категорий: «Эмпирическое»-«Теоретическое» и «Чувственное»-«Рациональное»? Раскройте содержание этих категорий.
- В чем состоит диалектическое единство эмпирического и теоретического уровней познания?
- Как Вы себе представляете процесс скачкообразного развития знания от эмпирического уровня к теоретическому, от фактов к теории?
- Каковы основные проблемы истины в теории познания? Раскройте их.
- В чем роль практики как цели, основы, источника и критерия познания? Почему практика может выполнять функции критерия истины?
23. Диалектика.
- Представление о диалектике в современной философии.
- Объективная и субъективная диалектика.
- Сущностное отличие диалектики и метафизики.
- Формы существования метафизического мышления: догматизм, софистика, эклектика, релятивизм.
- Природа философских категорий и их общее определение.
- Формы (способы) существования категориального знания.
- сравните содержание следующих понятий: категориальная сторона, понятие, термин.
- В каком смысле категории являются сетью и ступеньками познания?
- Дайте определение, покажите диалектику и методологическое значение следующих категорий: единичное, общее, отдельное; содержание и форма; сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.
- Понятие закона.
- Закон и закономерность.
- Три основных закона диалектики: определение понятий, механизм функционирования и методологическое значение.
- Принципы диалектики.
- Почему диалектика может выполнять роль всеобщего философского метода познания?
- Соотношение философского и частнонаучных методов познания.
24. Специфика социального познания.
- Предмет социальной философии.
- Природный и социальный мир. Способ существования смысла.
- От классического к постклассическому образу социальной реальности.
- Различие как характеристика человеческого мира.
- Понятие интерсубъективности.
25. Общество как система.
- В каком аспекте понятие Общественно-экономическая формация отражает общество?
- Производственные отношения как социальная форма существования производительных сил.
- Определение и структура производственных отношений. Соотношение понятий производственные и экономические отношения.
26. Основные формы человеческой действительности.
- Понятие «Общественно-экономическая формация» и ее содержание.
- Понятие «Цивилизация» в философии и культурологи.
- Культура: определение понятия и принципы содержательного структурирования.
- Понятие «Человечество» как форма человеческой действительности.
27. Проблема человека в философии.
- Чем объясняется обострение интереса к проблеме человека в 20/21 столетии?
- В чем специфика философского подхода к человеку?
- Что означают античные понятия «макрокосмос» и «микрокосмос»?
- В чем суть христианской концепции человека?
- Каковы основные идеи антропологических учений И. Канта, Г.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха?
- Как определяет сущность человека К. Маркс?
- В чем особенности понимания человека Ф.М. Достоевским?
- Как оценивает специфику человеческого существования философия экзистенциализма?
- В чем сущность фрей дистской концепции человека?
- Каковы основные идеи философской антропологии М. Шелера?
- Что такое антропосоциогенез? Каковы основные подходы к пониманию его сущности?
- Как соотносятся биологическое и социальное начала в человеке?
- Что означает вопрос о смысле жизни? Каковы варианты ответов на этот вопрос, предлагаемые философией?
28. Социально-деятельностная сущность человека по Марксу.
-Сущностное отличие человека от животного по Марксу.
- Основные элементы (уровни) социально-деятельностной сущности человека.
29.Глобальные проблемы человечества и перспективы современной цивилизации.
- В каком аспекте понятие «Цивилизация» отражает общество?
- Цивилизация как уровень развития общества и как целостность.
- Материальные и социальные предпосылки возникновения цивилизации.
- Основные тенденции в развитии современной цивилизации.
- Единство и многообразие в развитии современной цивилизации.
- Истоки и причины глобальных проблем современности.
- Система глобальных проблем современности.
- Теоретические предпосылки и реальные возможности преодоления глобальных проблем на пути выживания и устойчивого развития человечества.
У Т В Е Р Ж Д Е Н О
на заседании кафедры философии
от__________________2015 года
Протокол №__________________
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф.
___________________А.Д. Еляков
Экзаменационные вопросы по философии для студентов ФиКр, РЭ, Эк. Труда (Упр. перс.)
Преподаватель: к.ф.н., доцент В.А. Фролов
1. История рождения и изначальный смысл термина философия.
2. Возникновение философии.
3. Философия и миф.
4. Философия и искусство.
5. Философия и религия.
6. Философия и наука.
7. Философия и мировоззрение.
8. Философия как по-двиг мысли.
9. Основной вопрос философии.
10. Экзистенциальные истоки философии и ее укорененность в бытии. Вопрошание как источник и естественное условие реальной философии.
11. Специфика философского знания.
12. Философия в культуре и образовании.
13. Структура философского знания.
14. Основные функции философии и их содержание.
15. Статья Мамардашвили «Как я понимаю философию».
16.Основные парадигмы философствования (История философии).
17. Проблема бытия в европейской философии.
18. Формирование категории «Материя» в рамках осмысления проблемы сущности и единства мира в материалистической традиции.
19. Проблема сознания в философии.
20. Проблема происхождения и сущности сознания в постмарксистской традиции.
21. Проблема познания в философии.
22. Познание как деятельность.
23. Диалектика.
24. Специфика социального познания.
25. Общество как система.
26. Основные формы человеческой действительности.
27.Проблема человека в философии.
28. Социально-деятельностная сущность человека по Марксу.
29.Глобальные проблемы человечества и перспективы современной цивилизации.