Преп. В.А. Фролов (к.ф.н., доцент)

Вопросы к экзаменам по философии

Годовой курс(144 часа)

Преп. В.А. Фролов (к.ф.н., доцент)

1. История рождения и изначальный смысл термина философия.

- Любовь и мудрость в культуре Древней Греции. Философия как любовь к мудрости.

-Мудрость и софистика. Почему философы Древней Греции не называли себя мудрецами.

2. Возникновение философии.

- Основные факторы, условия и механизм возникновения философии.

3. Философия и миф.

- Мамардашвили об отличии философии от мифа.

- Основные условия и гносеологический механизм возникновения философии.

- Основные черты мифологического сознания.

4. Философия и искусство.

-Что объединяет философию и искусство?

- Принципиальное отличие философии от искусства. Мамардашвили о запрете на чувственные ассоциации.

- «Запределивание» как основной метод философии.

5. Философия и религия.

- Основные условия и механизм возникновения религиозного сознания.

- Главный признак религиозного сознания и отличие религии от философии по социальной форме существования.

- История взаимоотношения религии и философии в европейской истории.

- Религия в российском обществе. Почему она существует?

- Что вы думаете об исторической судьбе религии?

- Как относится к религии светская философия (например, Мамардашвили).

6. Философия и наука.

- Платон об отличии философии и науки.

- Основные отличия философии и науки.

7. Философия и мировоззрение.

- Определение мировоззрения.

- Структура мировоззрения и его уровни.

- Роль философии в формировании мировоззрения.

8. Философия как по-двиг мысли.

- Мамардвшвили, Кант и Ортега-и-Гассет об укорененности метафизики в жизни человека. Философия как природная склонность и потребность человеческого разума.

- Основное условие существования философии как природной склонности человека (Мамардашвили и Хайдеггер).

9. Основной вопрос философии.

- Мифологическая и философская картина мира. Рождение философии из удивления. Формулировка основного вопроса философии по Энгельсу и Хайдеггеру.

- Сущностное отличие материализма и идеализма. Объективный и субъективный идеализм.

- Платон: легенда-символ о пещере. Основная задача философа. Роль сомнения в философии нового времени. Апории Зенона и проблемы мышления.

- Отличие (имплицитное) философских вопросов от научных. Вечность философских вопросов.

10. Экзистенциальные истоки философии и ее укорененность в бытии. Вопрошание как источник и естественное условие реальной философии.

- Вопрошание как знание о собственном незнании человека-основание его свободы и ответственности в мире.

- Вопрошание как источник реальной философии.

- Вопрошание как способ формирования самосознания человека.

- Наука и философия как способы решения собственно человеческих проблем в условиях кризиса современной цивилизации.

11. Специфика философского знания.

- Философия как способ умозрения трансцендентного. Идеи как способ бытия вещей.

- Рефлексия как сущность механизма философствования. (Для философа жизнь – это усилие во времени).

- Философия как способ самосозидания человека.

- Реальная философия и философия теорий и систем. Путь от реальной философии к теоретической как путь «страданий».

12. Философия в культуре и образовании.

-Культура и образование: связь и зависимость. Требования современной культуры к образованию.

- Отношение к философии в наше время и в истории образования.

- Роль философии в становлении человека как личности.

- Основные задачи философского курса в вузе. Что может дать философия студенту для само-совершенствования?

13. Структура философского знания.

-Основные разделы философии.

14. Основные функции философии и их содержание.

15. Статья Мамардашвили «Как я понимаю философию».

- Какой путь по мнению М.К. Мамардашвили ведет к овладению философией? Во-первых….Во-вторых…

- Основное условие реального философствования? «Мы философствуем в той мере, в какой пытаемся выяснить условия, при которых мысль может состояться как состояние живого сознания… Следовательно, порождать такой вопрос может только…»

- С чего начинается самостоятельное мышление?

16. Основные парадигмы философствования (История философии)

- Определение парадигмы в науке и философии.

- Мотив объективизма и трансцендентализма в философии Гуссерля.

- Онтологическая парадигма.

- Гносеологическая парадигма.

- Ограниченность онтологической и гносеологической парадигм и начало поворота к антропо-логической парадигме.

- Необходимость и возможность становления парадигмы «Аффирмо».

- М. Хайдеггер о проблеме смысла бытия. Содержание и логика аналитики «ДАЗАЙН».

- Первое следствие из аналитики «Присутствия» Хайдеггера.

- Второе следствие из аналитики «Присутствия» Хайдеггера.

17. Проблема бытия в европейской философии.

- Проблема бытия как философская проблема.

- Проблема бытия в истории европейской философии.

- Метафизика М. Хайдеггера как поиск дома бытия.

- К. Ясперс: проблема бытия как экзистенциальная проблема.

- Структура и сущность бытия в философии Н.Гартмана.

18. Формирование категории «Материя» в рамках осмысления проблемы сущности и единства мира в материалистической традиции.

- Попытки разрешения проблемы сущности и единства мира в рамках субстратного и субстанционального подходов.

- Принцип единства онтологического и гносеологического и его значение в разрешении проблемы сущности и единства мира на рубеже 19/20 столетий.

- Проблема движения в философии.

- Понимание пространства и времени в философии.

19. Проблема сознания в философии.

- Роль Декарта в постановке проблемы сознания и его учение о сознании.

- Учение Гегеля о сознании.

- Учение Мамардашвили о сознании.

- Учение Гуссерля о сознании

20. Проблема происхождения и сущности сознания в постмарксист-ской традиции.

- Категория «Сознание» как философская категория.

- Специфика подхода к объяснению сознания в современной материалистической философии.

- Что является объективным основанием различения и противопоставления материальных явлений и явлений сознания? Почему?

- С какой целью в философию введена категория «Отражение».

- Характеристика отражения и его структура.

- Понимание идеальности в марксизме.

- Опережающее отражение в животном мире и целеполагание человека.

- Феномен знака и проблема возникновения идеального.

- Как Вы понимаете предметность сознания и процесс его становления? Объективное условие формирования предметности сознания.

- Как Вы представляете возникновение феномена идеальности сознания.

- Механизм появления и передачи социального опыта и коллективных целей.

- Сущность процесса социализации в онтогенезе.

21. Проблема познания в философии.

- Основная терминология и проблематика теории познания.

- Основные установки в гносеологии (онтологизм, скептицизм, критицизм).

- Учение о знании (основные условия существования знания и основные позиции в понимании оснований знания).

- В каком отношении и рассматривается первичность: чувственных данных, здравого смысла, и научного знания? Дайте характеристику этим видам знания.

- Основные концепции истины в истории философии и их критика.

- Основные школы и направления в гносеологии.

22. Деятельностная концепция в гносеологии.

- Охарактеризуйте субъективно-идеалистическую и сенсуалистическую традиции в теории познания. Назовите представителей этих направлений.

- В чем Вы видите роль обобщенных алгоритмов деятельности в процессе познания мира?

- Какова роль ощущений и органов чувств в деятельности человека с позиции деятельностного подхода.

- В чем единство и различие практической и познавательной деятельности? Какую проблему решает ответ на этот вопрос?

- Как Вы себе представляете соотношение категорий «Объективная реальность», «Объект познания» и «Предмет познания».

- Каковы основные условия функционирования предмета познания в познавательной деятельности и в сознании человека?

- Чем определяются и в чем проявляются субъективная и объективная стороны процесса познания?

- Методология и основные аргументы критики сенсуализма и агностицизма.

- Какие сферы отражают две пары категорий: «Эмпирическое»-«Теоретическое» и «Чувственное»-«Рациональное»? Раскройте содержание этих категорий.

- В чем состоит диалектическое единство эмпирического и теоретического уровней познания?

- Как Вы себе представляете процесс скачкообразного развития знания от эмпирического уровня к теоретическому, от фактов к теории?

- Каковы основные проблемы истины в теории познания? Раскройте их.

- В чем роль практики как цели, основы, источника и критерия познания? Почему практика может выполнять функции критерия истины?

23. Диалектика.

- Представление о диалектике в современной философии.

- Объективная и субъективная диалектика.

- Сущностное отличие диалектики и метафизики.

- Формы существования метафизического мышления: догматизм, софистика, эклектика, релятивизм.

- Природа философских категорий и их общее определение.

- Формы (способы) существования категориального знания.

- сравните содержание следующих понятий: категориальная сторона, понятие, термин.

- В каком смысле категории являются сетью и ступеньками познания?

- Дайте определение, покажите диалектику и методологическое значение следующих категорий: единичное, общее, отдельное; содержание и форма; сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.

- Понятие закона.

- Закон и закономерность.

- Три основных закона диалектики: определение понятий, механизм функционирования и методологическое значение.

- Принципы диалектики.

- Почему диалектика может выполнять роль всеобщего философского метода познания?

- Соотношение философского и частнонаучных методов познания.

24. Специфика социального познания.

- Предмет социальной философии.

- Природный и социальный мир. Способ существования смысла.

- От классического к постклассическому образу социальной реальности.

- Различие как характеристика человеческого мира.

- Понятие интерсубъективности.

25. Общество как система.

- В каком аспекте понятие Общественно-экономическая формация отражает общество?

- Производственные отношения как социальная форма существования производительных сил.

- Определение и структура производственных отношений. Соотношение понятий производственные и экономические отношения.

26. Основные формы человеческой действительности.

- Понятие «Общественно-экономическая формация» и ее содержание.

- Понятие «Цивилизация» в философии и культурологи.

- Культура: определение понятия и принципы содержательного структурирования.

- Понятие «Человечество» как форма человеческой действительности.

27. Проблема человека в философии.

- Чем объясняется обострение интереса к проблеме человека в 20/21 столетии?

- В чем специфика философского подхода к человеку?

- Что означают античные понятия «макрокосмос» и «микрокосмос»?

- В чем суть христианской концепции человека?

- Каковы основные идеи антропологических учений И. Канта, Г.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха?

- Как определяет сущность человека К. Маркс?

- В чем особенности понимания человека Ф.М. Достоевским?

- Как оценивает специфику человеческого существования философия экзистенциализма?

- В чем сущность фрей дистской концепции человека?

- Каковы основные идеи философской антропологии М. Шелера?

- Что такое антропосоциогенез? Каковы основные подходы к пониманию его сущности?

- Как соотносятся биологическое и социальное начала в человеке?

- Что означает вопрос о смысле жизни? Каковы варианты ответов на этот вопрос, предлагаемые философией?

28. Социально-деятельностная сущность человека по Марксу.

-Сущностное отличие человека от животного по Марксу.

- Основные элементы (уровни) социально-деятельностной сущности человека.

29.Глобальные проблемы человечества и перспективы современной цивилизации.

- В каком аспекте понятие «Цивилизация» отражает общество?

- Цивилизация как уровень развития общества и как целостность.

- Материальные и социальные предпосылки возникновения цивилизации.

- Основные тенденции в развитии современной цивилизации.

- Единство и многообразие в развитии современной цивилизации.

- Истоки и причины глобальных проблем современности.

- Система глобальных проблем современности.

- Теоретические предпосылки и реальные возможности преодоления глобальных проблем на пути выживания и устойчивого развития человечества.

У Т В Е Р Ж Д Е Н О

на заседании кафедры философии

от__________________2015 года

Протокол №__________________

Заведующий кафедрой д.ф.н., проф.

___________________А.Д. Еляков

Экзаменационные вопросы по философии для студентов ФиКр, РЭ, Эк. Труда (Упр. перс.)

Преподаватель: к.ф.н., доцент В.А. Фролов

1. История рождения и изначальный смысл термина философия.

2. Возникновение философии.

3. Философия и миф.

4. Философия и искусство.

5. Философия и религия.

6. Философия и наука.

7. Философия и мировоззрение.

8. Философия как по-двиг мысли.

9. Основной вопрос философии.

10. Экзистенциальные истоки философии и ее укорененность в бытии. Вопрошание как источник и естественное условие реальной философии.

11. Специфика философского знания.

12. Философия в культуре и образовании.

13. Структура философского знания.

14. Основные функции философии и их содержание.

15. Статья Мамардашвили «Как я понимаю философию».

16.Основные парадигмы философствования (История философии).

17. Проблема бытия в европейской философии.

18. Формирование категории «Материя» в рамках осмысления проблемы сущности и единства мира в материалистической традиции.

19. Проблема сознания в философии.

20. Проблема происхождения и сущности сознания в постмарксистской традиции.

21. Проблема познания в философии.

22. Познание как деятельность.

23. Диалектика.

24. Специфика социального познания.

25. Общество как система.

26. Основные формы человеческой действительности.

27.Проблема человека в философии.

28. Социально-деятельностная сущность человека по Марксу.

29.Глобальные проблемы человечества и перспективы современной цивилизации.

Наши рекомендации