Человек ,свобода, ответственность.Смысл человеческой жизни:смерть и бессмертие(Ж.Сартр,А.Камю,К.Маркс,Ф ницше)

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей.Но личной мерой свободы для каждого в таком случае выступает ответственность личности перед собой и другими. Не зря известные философы говорили: "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Ведь разрешая себе какой-то поступок, необходимо учитывать негативные последствия и для других людей. Мы живем в обществе, и вне общества человек не может существовать. Поэтому просто необходимо учитывать все особенности окружающих нас людей. Ведь никогда не знаешь, в какой ситуации можешь оказаться сам.Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.Выделяют следующие виды ответственности:- историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;- индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности - воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон - в заботах о душе; Аристотель - в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином; Эпикур - в достижении личного счастья, покоя и блаженства; Диоген Синопский - во внутренней свободе, презрении к богатству; Древние японцы считали, что человек после смерти продолжает жить в своих потомках. В классический период древнегреческой философии были предприняты попытки преодоления страха смерти. Платон создал учение о человеке, состоящем из двух частей, - бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, есть процесс отделения души от тела, ее освобождение из “темницы”, где она пребывает в земной жизни. Тело, по мнению Платона, в результате смерти превращается в прах и тлен. Стоики говорили о ее всеобщности и естественности, ибо все вещи имеют конец. Эпикур же считал, что смерти не надо бояться, ибо пока мы живы, ее еще нет, а когда она приходит - нас уже нет.В христианстве смерть характеризуется как недоступное разуму таинство, как нечто бессмысленное, противоречащее духовной сущности человека. Именно поэтому главным мотивом христианства является вера в спасение и преодоление смерти. Спиноза считал, что свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти.Проблема бессмертия в материалистической философии имеет свое собственное решение. Исходя из того, что процесс развития человечества органически связан с формированием мира культуры, складывающегося из материальных и духовных ценностей, системы их производства, сохранения, распределения, а также самого человека как ее творца и творимого, бессмертие каждого может быть обеспечено на основе вклада в развитие культуры.

37.Мораль и нравственность. Право и справедливость.Человек в системе коммуникаций.

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.Нравственность и мораль:Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется, как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль и нравственность . Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.Мора́ль— один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестьем, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова "правильное", "правда", "справедливость" и "право" имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий "jus" (право) и "justitia" (справедливость).Сущность права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивного) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления правовых предписаний. В то же время даже самый справедливый социальный компромисс в силу самой природы компромисса (в любом случае предполагающей отступление от "своего" интереса в пользу общего) потенциально содержит в себе возможность отхода от условий и правил компромиссного решения, каковым по своей природе право и является. Вот именно в таких случаях право и проявляет свои возможности по принудительной реализации собственных предписаний: "справедливость, не поддержанная силой, немощна" (Блез Паскаль).

Семья в миниатюре воспроизводит все общественные связи.Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе – это деятельность и коммуникация.Деятельность – способность человека к активному целенаправленному преобразованию объективной деятельности и самого себя.Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающей активную взаимосвязь двух и более субъектов взаимодействия.Коммуникация может быть рассмотрена как особый вид деятельности, а деятельность немыслима без коммуникативных процессов.Ядро деятельности – труд. Свою подлинную сущность, реальность человек получает лишь в обществе, которое задает шкалу единых культурных ценностей и определяет степень уникальности каждой отдельной личности.Человек в системе социальных коммуникаций может быть рассмотрен в 3 основных аспектах:1. Генетическом. Факторы связаны с процессом социализации личности.2. Функциональном. Факторы описывают формы жизнедеятельности человека.3. Телеологическом. Факторы – исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели существования человека.Социализация – это процесс постепенного приобщения человека к определенной социальной среде, овладение им необходимыми навыками и знаниями.

38.Человечество перед лицом глобальных проблем.Судьбы цивилизации.

Гл. проблемы – единая, динамичная, постоянно меняющая свое состояние с-ма, она открыта, незамкнута.Демографическая проблема (неконтролируемый рост населения. Сырья на Земле хватит только на 1 млрд. чел-к. Население Земли увеличилось в 15 раз.Демографический взрыв. На развивающиеся страны приходится 9/10 общего нас-ия Земли. По уровню производительность труд, грамотности и т.д. развивающиеся страны нах-ся в 19 в. Гос-ва стараются контролировать демографическую проблему. В развитых странах – снижение рождаемости, увеличение возраста нас-ия.Функциональная неграмотность – уровень образования не соответствует тем требованиям, к-рое предъявляет современное общ-во. В большинстве гос-в мире нет равного доступа к образованию – это дополнительный источник соц. напряженности. Наше поколение выступает в роли подопытных животных, мы живем в ЭМП, химических вещ-вах, биологические факторы. Если раньше были инфекционные болезни, то сейчас сердечно-сосудистые, психические заболевания. В развивающихся странах болеющих больше, а шансов их вылечить меньше. Выше детская смертность. Причина резкого снижения продолжительности жизни – недостаток еды. От голода сегодня погибает неск-ко десятко млн. чел-к в год – в большинстве – дети. Ввозится продовольствие в слаборазвитые страны. Хотели провести зеленую рев-цию в слаборазвитых странах, ввести новые технологии. В тех странах, где развитие было высокое рев-ция прошла успешно, а в других она привела к еще большему голоду.Проблема установления нового экономического порядка.Резко увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами (богатый север, бедный юг). Северные страны переносят вредные производства на юг. Они навязывают свое мнение.Обеспечение энергетическими и сырьевыми ресурсами.Военная проблема.Самая актуальная. В последние 15 лет она ослабла, но еще актуальна, т.к. военные разработки отвлекают огромное кол-во ресурсов, на Земле есть оружие массового уничтожения, производство загрязняет окр. среду.

Есть ли предпосылки для решения гл. проблем:1.Развертывание информационной и компьютерной рев-ции – технологическая основа для решения гл. проблем.2.Утверждение как доминирующего типа мирового хоз-ва смешанной рыночной и социально-защищенной экономики с эл-тами конвергентного типа.3.Становление принципа ненасилия и демократического согласия в сфере международных отношений.4.Объединительные процессы в религиозной жизни и светском варианте.5.Идущая межэтническая, межкультурная интеграция и сохранение уникальности каждого этноса и к-ры.6.Намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска.Ни одна гл. проблема не будет решена, если не сформируется этика всеобщей солидарности.

Наши рекомендации