Теория познания и этика И. Канта
Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724–1804 гг.). В докритический период своего творчества до 1770 г., И. Кант выступал, как крупный ученый – астроном, физик, географ. В работах этого периода таких как, «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.) И. Кант выступал, как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.
В критический периодКант создает три основные работы, которые и дали название данному периоду:
1. «Критика чистого разума» (1781 г.);
2. «Критика практического разума» (1788 г.);
3. «Критика способности суждения» (1790 г.).
И. Кант в этих трех работах связанных единым замыслом обосновывающим систему «трансцендентального идеализма» (так называлась философия Канта), осуществил коренной переворот в постановке и решении проблем философии. В средневековой философии и философии эпохи Возрождения центральной частью философских систем является учение о бытии – онтология. Философы Нового времени – Спиноза, Локк, Бэкон, Декарт, Беркли, Юм перенесли акцент на проблемы гносеологии. Однако в центральной проблеме гносеологии – взаимодействие субъекта и объекта – докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. И. Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, его способность к познанию, которая, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания. Таким образом, Кант совершает «коперниканский переворот» в философии. Эту задачу Кант решает в своей работе «Критика чистого разума» (1781 г.).
При рассмотрении данного вопроса студент может использовать источники [1; 5; 9].
У человека есть три средства познания:
1) чувства;
2) рассудок (предметное мышление);
3) разум (мышление о мышлении).
Трем видам познания соответствуют:
1) математика;
2) естествознание;
3) философия.
Чувственное познание (арифметика, геометрия) возможны в силу того, что нам априорно присущи пространство и время. « Я называю трансцендентальным, – пишет Кант, всякое познание, занимающееся не только предметом, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» [4].
Но чувственное познание дает нам лишь представление о предмете, явлении, лишь упорядоченный априорными формами (пространством и временем) эмпирический материал, который должен быть осмыслен рассудком.
«Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из их соединения может возникнуть знание» [4].
Рассудок подводит многообразие впечатлений чувственного опыта под единство понятия. Эта способность рассудка обусловлена тем, что ему a priori присущи категории – всеобщие понятия, выступающие формами мышления.
Кант выделяет четыре группы категорий: количество, качество, отношения, модальность.
Рассудок не пассивно осмысливает данные чувственного опыта, а конструирует образ предмета с помощью категорий. Но в силу этого образа предмета, имеющийся в нашем сознании, и сам предмет не тождественны. Вещь, существующая в нашей голове, – это явление (феномен), а вещь, существующая сама по себе, – это вещь в себе» (ноумен), и они в принципе не могут совпадать, так как мы не можем познавать объективный мир, не накладывая на него свои познавательные формы, не конструируя его. Кант ограничивает возможности познания только миром явлений (феноменов) и отрывает, таким образом явление от сущности. По сути Кант выступает, как непоследовательный агностик, в отличие от полного агностицизма Д. Юма.
По мнению И. Канта, задача разума иная нежели задача чувственности и рассудка. Разум выходит за пределы чувственности, опыта, он формирует не трансцендентальные основоположения, а трансцендентальные принципы (за пределами опыта), дающие возможность осуществить высшее единство знания.
Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Доказательству положения о том, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума.
Антиномии – это противоречивые взаимоисключающие положения (мир конечен – мир бесконечен, Бог есть – Бога нет и т. д.).
Таким образом, философия, как система особого философского знания невозможна. Но она возможна, во-первых, как критическая философия, исследующая наши способности к познанию; во-вторых, философия необходима для того, чтобы исследовать конечную цель существования человека, то есть как мораль.
Студент при рассмотрении данного вопроса, также может воспользоваться источниками [3; 8].
При подготовке к ответу на вопрос: этика Канта студент должен обратить внимание на следующие положения:
В этике, как и в познании, Кант пытается найти всеобщее правило морали, не вытекающее из опыта. Он исходит из того, что долженствование – «ты должен» – есть абсолютное обязательство, не вытекающее из опыта. Если это так, то должен быть всеобщий абсолютный принцип, согласно которому человек должен действовать, всеобщее моральное правило. Кант в «Критике практического разума» формирует этот принцип, называя его категорическим императивом. Он формирует его следующим образом: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» [5]. Это значит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
В политической теории Кант исходит, прежде всего, из прав индивида, выводя их из трансцендентальных свойств человека. Если в морали человек должен относиться к другому человеку, как к цели, то и в праве, он должен исходить из уважения прав других. Кант был одним из первых, кто заговорил о правах человека и правовом государстве.
Наиболее полно ответ на данный вопрос можно найти в источниках [1; 3; 6].
Литература
1. История философии в кратком изложении. – М. : Мысль, 1994. – 510 с.
2. История философии : учебник для вузов / под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – С. 39 -43.
3. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс : учебник для вузов / В. А. Канке. – М. Логос, 2000. – С. 105–110.
4. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М. : Мысль, 1994. – 591 с.
5. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 54–59.
6. Миголатьев, А. А. Философия : учебник для вузов / А. А. Миголатьев. – М. : Юнити–Дана, 2001. – С. 136–143.
7. Невлева, И. М. Философия : учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Невлева. – М. : РДЛ, 2002. – С. 126–129.
8. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. – С. 441–461.
9. Чернов, Г. А. Кант. Критика чистого разума / Г. А. Чернов // Вопросы философии. – 2000. – № 2. – С. 184–186.