Цели и задачи учебной дисциплины «Философия» интегрированного модуля «Философия»
Основные цели изучения,связанные с формированием общих философских компетенций:
· формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;
· овладение основами мировой и отечественной философской культуры;
· формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.
Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций.
Формирование предметных философских компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:
· основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
· ключевые идеи и категории философского анализа;
· основные подходы к философской интерпретации бытия;
· фундаментальные компоненты философской теории человека;
· базовые ценности современной культуры;
· философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной);
· основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;
· основные концепции функционирования и развития общества;
· смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.
Операциональныефилософские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:
· формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;
· применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
· характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;
· уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;
· осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профес-
сиональной деятельности;
· определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.
В соответствии с вышеуказанными целями и задачами выпускник учреждения высшего образования при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:
СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.
СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.
СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).
СЛК-5. Уметь работать в команде.
Академические компетенции:
АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.
АК-3. Владеть исследовательскими навыками.
АК-4. Уметь работать самостоятельно.
АК-5. Быть способным порождать новые идеи (креативность).
АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п.п. | Наименование раздела, темы | Содержание в соответствии с типовой учебной программой (учебной программой) |
Раздел 1. | Философия в исторической динамике культуры | |
1. | Философия как социокультурный феномен | Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения. Проблемное поле философии. Философские категории и универсалии культуры. Рефлексивность и критичность философии. Творческий характер философского мышления. Поиски определения философии. Роль философии в жизни человека и общества. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. |
2. | Исторические типы классической философии | Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Становление философии в культурах древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическое направление в классической античной философии. Сократ, Платон, Аристотель. Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Августин). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Философия Фомы Аквинского. Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Развитие гелиоцентрической модели Вселенной. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические программы в философии XVI-XVII вв. Философская мысль эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума. Концепции «естественных прав» человека и «общественного договора». Основные идеи материалистической философии XVIII в. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Критическая философия И.Канта. Диалектическая философия Г.Гегеля. Истоки и основные черты философии К.Маркса. |
3. | Становление и основные направления неклассической философии | Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Аналитическая философия. Философия экзистенциализма, ее основные темы. Феноменология. Религиозная философия, ее основные направления. Философская герменевтика как методология гуманитарного познания. Философия постмодернизма. |
4. | Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси. | Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К.Лыщинский). Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в. Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях. |
Раздел 2. | Основные проблемы современной философии | |
5. | Философия бытия | Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика. Пространственно-временная организация бытия. Специфика социально-исторического пространства и времени. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества. |
6. | Философская антропология | Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о человеке. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования. Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии. Деятельность как сущностная характеристика человека. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание. |
7. | Теория познания и философия науки | Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Феномен релятивизма. Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Факт как форма научного знания. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза. Природа научной революции. Научные революции и смена типов рациональности. Научное и вненаучное знание. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. |
8. | Социальная философия | Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, ее роль в жизни общества. Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Концепция ненасилия и социальные реформы. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества. Человек в системе общественных отношений. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества. Философские основы психолого-педагогической культуры. Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества. |