Дисциплина: Античная философская теология
№ п/п | Название темы с кратким содержанием | Виды занятий, часы | Самостоятельная работа, часы | Всего часов | ||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||||
1. | РЕЛИГИЯ И ТЕОЛОГИЯ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ В КОНТЕКСТЕ ДРЕВНИХ РЕЛИГИЙ. Понятие «религия» и специфика его применения в отношении античности. Ближневосточные религии, их существенные черты. Эллинская религия микенской эпохи. Проблема восточных влияний на греко-римский мир. «Теогония» Гесиода и вавилонская религия. Египет и орфизм. Полемика о восточных корнях греческой мудрости в античной доксографии. Особенности греческой религии. Олимпийский, городской, земледельческий, мистериальный и частный аспекты ее бытования. Миф и способы его презентации в античной культуре. «Аполлоновское» и «дионисиское» в культовых реалиях. Культ героя и институт героизации в классическую и эллинистическую эпохи. Сборники оракулов, их роль в религиозной и общественной жизни. География и «феноменология» культовых центров. | |||||
2. | ЭВОЛЮЦИЯ ГРЕЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ТЕОЛОГИИ. Формирование Олимпийской религии: героический и дидактический эпос, складывание идеи племенного единства. Амфиктионии и культовые центры. Гесиодова концепция благочестия, ее судьба в античной культуре. Основные черты классического античного пантеона. Орфизм: источники по его истории. Антропология и представления о бессмертии души в VI-IV вв. до н.э. Эволюция мистериальных центров. Критика «народной» религии в интеллектуальной среде. Религия в эпоху эллинизма. Примеры и регионы греко-восточного синкретизма. Куль Сераписа в его государственной и частной испостасях как пример эллинистической религиозности. Культ царя в эллинистических государствах. | |||||
3. | ТЕОЛОГИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЭЛЛАДЕ. Понятие «теология», эволюция его семантики в греческой культуре. Теологи и «герменевты» в традиционной греческой религии. «Теологи» и «мифологи» в творчестве Платона. Теология и теологи у Аристотеля. Понятие и предмет теологии в эллинистической философии. «Теологическое» в ранней греческой философии. Протагор и теологический агностицизм. Сократ-пророк и Сократ-медиум в академической традиции. Демиург, «великие демоны», и «вторые боги» в диалогах Платона. «Ум-перводвижитель» Аристотеля как навершие и скрепа сущего. | |||||
4. | ТЕОЛОГИЯ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭЛЛАДЕ. Особенности дисциплинарной структуры эллинистической философии; место теологии в ней. Эллинистическая философская «антропология» и теология. Этика и теология. Логика/каноника и теология. Физика и теология. Теодицея в эллинистической мысли. Эпикурейское учение о богах. Доказательства существования богов. Их природа. Боги и идеал мудреца. Природа понятия «атеизм» в отношении эпикурейства. Стоический пантеистический монотеизм. Понятия пневмы, логоса, творческого огня. Доказательства бытия бога. Бог и мировое зло. Тема злой души в Средней Стое. Промысел, судьба и пандетерменизм физики стоиков. Теологические представления и апории стоической морали. | |||||
5. | ОСОБЕННОСТИ И ЭВОЛЮЦИЯ РИМСКОЙ РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ТЕОЛОГИИ. Мифы о происхождении Рима: их источники, религиозно-идеологическое значение. Место религии в жизни республиканского Рима. Религия как «социальный клей». Понятия сакрального и профанного пространств, времени, собственности. Сакральное право: система договоров и обязательств. Религия и гражданское право. Религия и политика. Религия и военное дело. Священные тексты (Сивиллины книги). Римские жреческие коллегии. Жрец и магистрат: границы правомочности. Основные черты римского пантеона царской эпохи. Эволюция римского пантеона в республиканскую эпоху. Религиозные реформы времен Второй пунической войны. Римские и греческие обряды. «Иноземные» обряды и культы, формы их легализации в Риме. Греческая теология и ее «освоение» римскими интеллектуалами. «О природе богов» Цицерона, значение этого труда. Формирование культа императора в Риме. Понятие «Август», его содержание и социально-религиозный смысл. Император как великий понтифик. Император и идея «золотого века». Император как мессия. Эволюция культа императора от эпохи принципата к доминату. Примеры солнцепоклоннического монотеизма в III в. «Новые» религии: герметизм, культ Исиды и Митраизм. Эсхатология и сотериология в позднеантичной религии. Языческая святость. Формы языческой аскезы в последние века н.э. Причины неприятия христианства властями и римским обществом в I-II вв. | |||||
6. | НЕОПЛАТОНИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ Предпосылки неоплатонизма. История Академии до III в. н.э. Доктрина «ведающей веры» в позднем эллинизме. Экзегетическое философствование. Возникновение неоплатонизма в свете полемики с новыми типами дискурса: гностическим и христианским. Дуалистическая и монистическая тенденции в среднем платонизме. Теология и философия. Аксиологические, антропологические и этические основания философствования по Плотину. Иерархия основных природ, понятие о Едином и Уме. Единое, его транцендентность, концепция эманации. Душа и созидание чувственного космоса. Философия как духовное упражнение. Место философа в обществе и в Космосе. Полемика с гностиками. История неоплатонизма после Плотина. Ямвлих Халкидский и концепция теургии: полемика с Порфирием. Рационалистическая критика данностей народной религии в античности и порфириево «Письмо к Анебону». История феномена теургии. Теургия и демиургия. Теургия и философия. Особенности позднеантичной языческой литургики. Религиозный и философский синкретизм воззрений Юлиана. Особенность пантеизма и панентеизма в пергамской школе. Гелиос и Мать богов как демиургические и теургические фигуры. «Теургическая добродетель» в позднее-неоплатоническом дискурсе. Практическая философия и тема эпистемологии в жизнеописаниях позднеантичных философов. Языческие «мартирологи»: особенности, историко-философский смысл. | |||||
Итого: |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Аристотель. Метафизика. Кн.12.// Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. М. 1975.
2. Генри Ф. В преддверии философии. М. 1984.
3. Гесиод. Теогония. Труды и дни. Гомеровские гимны // Эллинские поэты в переводах В. В. Вересаева. М., 1963.
4. Гомер. Илиада / Пер. Н. И. Гнедича; Изд. подг. А. И. Зайцев. Л., 1990.
5. Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского; Под ред. И. М. Троцкого. М., 1935.
6. «Жреческие коллегии в Древнем Риме». М. 2001.
7. Нильссон М. Греческая народная религия. Спб, 1998.
8. Нок А.Д. Обращение. Старое и новое в религии от Александра Великого до Августина Блаженного. СПб, 2011.
9. Овидий Назон. Фасты. Метаморфозы. М. 1983.
10. Платон. Сочинения в 4-х тт. Диалоги «Федр», «Государство», «Политик» М. 1993.
11. Плотин. Эннеады. ТТ.1, 5. // Плотин. Эннеады. ТТ.1-6. СПб, 2003-05 гг.
12. Плутарх. Об Исиде. Киев, 1998.
13. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3 тт. Т.1, М. 1961.
14. Саллюстий. О богах и о мире. // Император Юлиан. Сочинения. СПб, 2007.
15. Фрагменты ранних греческих философов. Т.1, М. 1989.
16. Фрагменты древних стоиков. Т. 1-3. М. 1999-2006.
17. Цицерон. О природе богов. О дивинации. М., 1988.
18. Цицерон. О Законах.// Цицерон. "О государстве", "О законах". М., 1986.
19. Шайд Дж. Религия римлян. М. 2007.
20. Ямвлих Халкидский. О египетских мистериях. М. 1995.
б) дополнительная литература:
1. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Изд. подг. В. Г. Борухович. М., 1972.
2. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Т.1-3, М. 2006.
3. Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Пг., 1918 (Киев, 1993).
4. Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. Пг., 1922.
5. Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
6. Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н. э.). СПб. 2001.
7. Приходько Е. В. Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах. М., 1999.
8. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. СПб, 1998.
9. Светлов Р.В. Античная мудрость: философия, политика, теургия. СПб, 2012.
10. Фестюжьер А.-Ж. Личная религия греков. Спб, 1999.
11. Хлебников Г. В. Античная философская теология. М., 2007.
12. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М. 1981.
Вопросы к экзамену, часть первая:
1. Религия в античном мире: специфика социального и культурного положения.
2. Античные культовые тексты.
3. Античная религия и проблема ближневосточных влияний.
4. Античный эпос и формирование религиозного ландшафта.
5. Основные черты греческого пантеона.
6. Эволюция греческой религии в классическую эпоху. Орфизм.
7. Эволюция религии в эллинистическую эпоху.
8. Понятие теологии в античном мире.
9. Представления Платона о богах.
10. Теология Аристотеля.
11. Теология стоиков.
12. Теология эпикурейцев.
13. Доказательства бытия богов в античной философии.
14. Образ божества и модель «мужа добра» в эллинистической философии.
15. Особенности древнеримской религии.
16. Древнеримский пантеон, его эволюция.
17. Римская теология эпохи кризиса республики (Цицерон).
18. Античный мифологический и культовый комплекс и позднеантичная экзегетика.
19. Теология и герменевтика в среднем платонизме.
20. Неоплатоническая теология.
21. Понятие теургии.
22. Языческие «мартирологи» и позднеантичный тип «святости».
Вопросы к экзамену, часть вторая:
1. Аристотель. Метафизика. Кн.12.
2. Гомер. Гомеровские гимны
3. Гесиод. Теогония.
4. Гемиод. Труды и дни.
5. Овидий Назон. Фасты.
6. Овидий Назон. Метаморфозы.
7. Платон. «Федр»
8. Платон. «Государство» (кн. 2 и3)
9. Платон. «Государство» (кн. 6 и 7)
10. Платон. «Политик».
- Плотин. Эннеады. 1.1., 1.2, 1.6.
- Плотин. Эннеады. 5.1, 5.2.
13. Плутарх. Об Исиде..
14. Плутарх. «Ромул», «Нума»
- Саллюстий. «О богах и о мире»
16. Фрагменты Ксенофана.
17. Фрагменты Гераклита
18. Фрагменты Эмпедокла
- Цицерон. О природе богов.
- Цицерон. О дивинации.
- Цицерон. О Законах. кн.2.
- Ямвлих Халкидский. О египетских мистериях.