Кунти деви даси из Нью-Вриндавана
Это история одной моей духовной сестры из Америки. Она присоединилась к Движению сознания Кришны в 1971 году и поселилась вместе со своей маленькой дочкой в каком-то храме, но там ей сказали: «Мы не можем заботиться о незамужней женщине с ребенком» и предложили отправиться в Новый Вриндаван.
Когда я впервые приехал в Новый Вриндаван в июле 1972 года, она уже жила там. Она была очень непритязательна, выполняла самое простое служение: занималась уборкой, мыла котлы, ухаживала за огородом и цветниками и заботилась о своей дочке.
В августе 1972 года приехал Шрила Прабхупада и дал ей посвящение и имя Кунти деви даси. Прабхупада очень хорошо понимал людей, видел их качества и поэтому дал ей такое имя. И вы это поймете по мере того, как история будет разворачиваться.
Кунти отправили жить в ашрам для матаджи, который располагался в полуразвалившемся 150-летней давности доме в лесу. В то время там были Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры высотой в четыре фута*, сделанные из деревьев Нового Вриндавана. Для того чтобы приготовить прасад, нужно было сначала
• 1 фут = 0.3048 м
срубить деревья и заготовить дрова. Тогда у нас не было даже простых пил – только топоры. Водопровода тоже не было. Воду доставали из старого колодца: в него бросали ведро на веревке, а затем ведро с водой вытаскивали наверх. Кунти носила воду, рубила дрова, делала уборку, готовила, и, выполнив эти обязанности, добровольно занималась еще одним служением.
В то время в Новом Вриндаване все сами стирали свою одежду. Это было очень тяжело, особенно зимой, когда выпадает очень много снега, все покрыто льдом, а вода в колодце просто ледяная. О горячей воде не было и речи. Но Кунти умоляла всех преданных: «Пожалуйста, разрешите мне постирать вашу одежду!» Она уговорила всех женщин в этом ашраме складывать свою грязную одежду в кучу. Кунти приносила много ведер воды из колодца и зимой, весной, летом, осенью стирала эту одежду, отбивая о камни, а затем, высушив, аккуратно складывала ее и раздавала преданным. И она никогда не ожидала и не принимала никаких почестей, а просто благодарила преданных за то, что они разрешали служить им.
Кунти читала книгу «Кришна» и рассказывала всем истории из этой книги. Она любила говорить о Кришне и очень старалась быть искренней. Так она жила. Никто никогда не слышал об этой матаджи, она была незаметна.
Через несколько лет Кунти послали на санкиртану (свою дочь она отправила в гурукулу). Но это было для нее очень трудно. Ее здоровье не выдерживало частых и долгих поездок на автобусе. Но она не жаловалась и изо всех сил старалась распространять книги. У нее не было особых способностей, и результаты получались маленькие. Поэтому ее никогда не отличали, хотя старалась она не меньше, чем самые лучшие распространители. Одним словом, Кунти была человеком, которого никто никогда не замечал. Только самые близкие ее подруги знали, насколько она была искренна.
Позже, когда в нашем Движении происходили разные события, Кунти решила устроиться на работу, чтобы иметь возможность платить за обучение дочери. И она по-прежнему оставалась преданной – уже более двадцати пяти лет.
В 1997 году у нее обнаружили рак, который уже проник в кости и врачи сказали, что ей осталось жить не более шести месяцев. В то время она жила в штате Юта, на западе Америки. Ее здоровье стремительно ухудшалось. Она была парализована ниже пояса и передвигаться могла только в кресле-каталке. О ней заботилась одна индийская семья, и Кунти умоляла их вывозить ее на улицу, чтобы она могла распространять книги Шрилы Прабхупады. Она делала это с огромным энтузиазмом. Кто-то подарил ей компьютер со всеми книгами и записями лекций Шрилы Прабхупады, и она целыми днями либо повторяла джапу на четках, либо пела киртан вместе с семьей, либо читала книги Шрилы Прабхупады и слушала его лекции.
Когда в том году я был в Новом Вриндаване, она позвонила мне. Я собирался как-то подбодрить ее, но в ответ услышал: «Люди думают, что я нахожусь на смертном одре, но на самом деле я не лежу на смертном одре – я чувствую, будто нахожусь на берегу священной Ганги! Подобно тому, как Махараджа Парикшит находился на берегу Ганга, слушая Шукадеву Госвами, и я нахожусь здесь на берегу Ганга, слушая «Шримад-Бхагаватам» от Шрилы Прабхупады. У меня есть десятки лекций и даршанов Шрилы Прабхупады, – продолжала она, – я читала его книга на протяжении двадцати шести лет. Много раз я слышала, что Шрила Прабхупада находится в своих книгах. Но сейчас, когда я умираю, я слушаю Шрилу Прабхупаду и слышу его так, как никогда раньше. Знание, которое я теперь нахожу в его книгах, – нечто такое, чего раньше я не понимала. Я чувствую, что он действительно находится в своих книгах, и каждое слово в них обращено именно ко мне. Для меня это – личное наставление Прабхупады. Никогда прежде у меня не было таких близких отношений с моим Гуру Махараджем! И я бы не поменялась своим положением ни с кем другим во всей вселенной. Я бы не обменяла свое плохое здоровье даже на самое хорошее. Благодаря своей болезни я могу по-особому слышать милостиво обращенные ко мне слова моего Гуру Махараджа. Это самое великое благословение, какое было у меня в жизни, и я очень благодарна Кришне за то, что Он послал мне эту болезнь. Все те годы, когда я была преданной, со мной не очень хорошо обращались, и у моей дочери тоже было много трудностей. Но я не хочу жаловаться. Мы пришли в это Движение только ради того, чтобы получить любовь к Богу. Поэтому я не обижена ни на кого, а просто благодарна Кришне за то, что Он дал мне Святое Имя и Шрилу Прабхупаду в качестве гуру. Прабхупада, когда обращается ко мне, излучает такое блаженство, что мне хочется передать это блаженство другим. Поэтому, хотя мое тело болит, как никогда прежде, я хочу выезжать на своем кресле-каталке и раздавать милость Шрилы Прабхупады всем людям».
... Я понял, почему Шрила Прабхупада дал ей имя Кунти.
– Матаджи Кунти, – сказал я ей, – пожалуйста, приезжайте в Новый Вриндаван! Мы позаботимся о вас.
– В первый же день, когда я приехала в Новый Вриндаван, – ответила Кунти, – я подумала, что хотела бы умереть здесь, потому что это – место Прабхупады.
Она позволила нам устроить ее переезд в Новый Вриндаван. Но перед этим на телевидении города, где она жила, узнали, что в городе есть женщина, которая умирает от рака и при этом испытывает величайшее блаженство, и решили сделать о ней передачу. Они думали: «Как человек в таком состоянии может быть счастлив?» и один из них пришел встретиться с ней. Врачи предупредили телепродюсера, что тело Кунти почти перестало действовать и от неимоверной боли уже не спасают никакие средства, но она встретила людей с телевидения с большой радостью и всячески старалась служить им.
Я видел эту передачу. Ее спросили: «Как вы можете быть такой счастливой, умирая от рака?» Кунти улыбнулась в ответ так, как не может никто другой, и ответила: «Тело все равно должно умереть, – не сегодня, так завтра. Неужели вы думаете, что с вами этого не случится? Но мы – не тело! Мы – вечные души!»
Затем она стала цитировать шлоки из «Бхагавад-гиты», где говорится о том, что душа вечна, исполнена знания и блаженства, и о том, кто такой Кришна. «Я повторяю имена Кришны, слушаю и говорю о Кришне и испытываю блаженство», – объясняла она, а затем описывала трансцендентную красоту Кришны и рассказывала об играх Кришны во Вриндаване.
«Это не просто какие-то истории – это истина! – утверждала Кунти. – Это то, чему поклоняется душа. И мы можем достичь этого очищения, повторяя имена Господа»
Потом она говорила о том, с каким совершенством Шрила Прабхупада передал это учение, о своей любви к нему и вере в него, и о том, как оно спасло ей жизнь.
Ведущий программы и все присутствующие просто плакали. Когда о таких вещах с экрана телевизора говорит проповедник, никто не удивляется: «Ну да, проповедники и должны это говорить». Но когда об этом рассказала с такой уверенностью простая домохозяйка, лежащая на смертном одре и при этом счастливая, все, кто видел передачу, уверились в ее правоте. Она показала, как повторять джапу, и все повторяли вместе с ней. Потом она учила петь киртан: вокруг нее собралась вся семья, и все стали петь, а она улыбалась и хлопала в ладоши. Затем Кунти дала блестящее объяснение философии «Бхагавад-гиты» и, держа книгу в руках, заключила: «Если вы хотите обрести истинный смысл жизни, вы должны найти эту книгу, читать ее и следовать тому, что в ней сказано!»
После этого, преодолев огромные трудности, она приехала в Новый Вриндаван. Ее состояние ухудшалось с каждым днем. Она не могла самостоятельно совершить туалет, и за ней постоянно ухаживали. Но каждый день после утреннего омовения она на своем кресле - каталке отправлялась на алтарь и одевала маленькие Божества Шри Шри Радхи-Мадхавы. Другие женщины приносили ей воду и одежду, а она одевала Божества.
Однажды какой-то преданный заболел и не мог есть обычную пищу. Кунти на своем кресле-каталке отправилась на кухню и приготовила прасад специально для этого преданного. Это был такой замечательный Прасад, что все хотели попробовать его из ее рук. И через две недели она, прикованная к креслу-каталке и изнемогающая от боли, уже готовила превосходный прасад из четырех-пяти блюд для тридцати преданных! И всегда улыбалась.
Время шло. В конце концов, ее состояние ухудшилось настолько, что нам пришлось отвезти ее в больницу. В больнице врачи сказали, что ей осталось жить максимум два дня. Целый день она была без сознания, но, едва придя в себя, сразу стала повторять Харе Кришна-маха-мантру. Обеспокоена она была только тем, что не прочитала свои круги в день, когда лежала в бессознательном состоянии. Она сказала:
– Я должна прочитать круги за этот день.
– Тебе не нужно читать так много кругов, – пытались успокоить ее преданные.
– Нет, я обещала Прабхупаде. Я должна повторять! – ответила Кунти и приступила к джапе.
Преданные навещали ее в больнице. Один из моих духовных братьев вместе с другими преданными из Нового Вриндавана занялся бизнесом. Первые два года их дела шли очень хорошо, и они заработали много денег, но, к сожалению, возгордились, и в тот год на них посыпались неудачи, и они, потеряв триста тысяч долларов, остались ни с чем. Они изо всех сил пытались сохранить этот бизнес, но долгов было очень много. Этот человек был в очень трудном положении, но он подумал: «Кунти скоро умрет, и я должен навестить ее». Придя к ней, он сказал:
– Кунти, я просто хочу сказать, как мы тебя любим.
Кунти лежала на кровати, едва дыша. Она была парализована, и все тело ее болело. Но она улыбнулась ему и сказала:
– Почему ты так привязан к своему бизнесу? Неужели ты не понимаешь, что у тебя есть имя Кришны, милость Шрилы Прабхупады и возможность общаться с замечательными преданными? У тебя есть все! Так почему ты не счастлив? Тебе стыдно быть несчастливым! Какое-то время назад я тоже много думала о деньгах, но Кришна благословил меня и послал мне эту замечательную болезнь. Сейчас я уже не привязана ни к чему, кроме Кришны, Его преданных и милости Шрилы Прабхупады.
Этот человек очень воодушевился. Проповедь Кунти растрогала его:
– Мне стыдно. Я молод, здоров и добился такого большого успеха. Хотя я потерял какие-то деньги, у меня все равно есть дом, есть здоровье. У тебя же нет ничего, и, тем не менее, ты счастлива, а я – нет.
Выйдя от нее, он сказал:
– Кунти мне проповедовала! Я пришел, чтобы подбодрить ее, но она подбодрила меня!
Такова была ее материнская доброта.
... В тот раз Кунти не умерла. Она попросила преданных забрать ее из больницы и отвезти в Новый Вриндаван. Ее увезли, однако она нуждалась в медицинской помощи, поскольку преданные не знали, как ее лечить. И через несколько дней двое врачей, которых пригласили для лечения Кунти, уже повторяли маха-мантру. Она говорила врачам: «Если вы хотите делать эти процедуры, вначале вы должны полчаса читать мне книги Шрилы Прабхупады».
Каждый день они по полчаса читали вслух книги Шрилы Прабхупады. Но когда эти полчаса заканчивались и врачи говорили, что пора начинать процедуры, она просила их почитать еще. С материнской добротой она говорила: «Пожалуйста, продолжайте читать!» И иногда они часами читали ей, а затем она спрашивала: «У вас есть какие-нибудь вопросы?» И они задавали вопросы о том, что прочитали в книгах Шрилы Прабхупады, а она проповедовала им. Эти врачи поняли, что самая лучшая процедура для Кунти – позволить ей проповедовать. Она оживала, когда проповедовала. Так жизнь этих врачей полностью изменилась. До этого они думали, что Харе Кришна – это дурацкий культ для людей с «промытыми» мозгами, но под конец сказали преданным: «Мы пришли, чтобы лечить ее, но вместо этого она лечит нас!»
Потом они рассказывали всем, что преданные это самые лучшие люди, которых они когда-либо встречали, и что никогда в своей жизни они не встречали кого-либо, кто бы так осознавал Бога и был бы таким добрым, как Кунти. Даже после того, как курс лечения закончился, они часто приезжали в Новый Вриндаван только для того, чтобы почитать ей и послушать ее.
В истории Нового Вриндавана было много кризисов. В свое время там была даже «гражданская война» между преданными и после этого многие преданные перестали ходить в храм. Но даже они приходили проведать Кунти. И она говорила им с великой добротой и материнской любовью: «Пожалуйста, простите друг друга. Просто живите и работайте вместе – ведь именно этого хотел Шрила Прабхупада! Мы должны доставлять удовольствие Шриле Прабхупаде, а он хочет всего лишь, чтобы мы сотрудничали друг с другом».
Преданные, которые враждовали между собой, становились друзьями только для того, чтобы сделать приятное Кунти. То, чего не могли сделать великие санньяси и проповедники, – объединить эту общину, сделала своими простотой и искренностью незаметная Кунти, которая лежала на своей кровати. Каждый день преданные приходили к ней на даршан. Они говорили: «Давай пойдем на даршан к Кунти!» Долгие годы никто не замечал ее, она была самой простой, обычной преданной, а сейчас люди приходили, чтобы получить ее даршан. Все – даже санньяси, маленькие дети и преданные, которые ушли из сознания Кришны и занимались греховной деятельностью, приходили, чтобы увидеть ее. Кунти воодушевляла их своим примером, своей простотой, искренностью и смирением. Кто бы ни приходил к ней, будь то карми, санньяси, президенты храмов, пуджари, маленькие дети, каждого она встречала с любовью и нежностью, улыбалась и говорила: «Спасибо за то, что вы пришли! Слава Шриле Прабхупаде!» Когда гости уже собирались уходить, она просила почитать из книги «Кришна», из «Бхагавад-гиты» или «Нектара преданности». А после чтения книг она говорила: «Давайте споем киртан!» и пела вместе с ними, слегка прихлопывая в ладоши. Каждого, кто приходил к ней, она просила читать книги Шрилы Прабхупады и петь киртан, а после спрашивала о делах. Если у них были какие-то проблемы, она просто говорила им: «Повторяйте Харе Кришна, читайте книги Шрилы Прабхупады!» Так она разрешала все проблемы. Это было чудо!
Одна неинициированная двадцатилетняя девушка, бхактин Тереза, посетила семинар, где ее научили преподавать «Нектар преданности». Кунти деви, к которой приходили санньяси, чтобы услышать ее глубокое понимание сознания Кришны, попросила эту бхактин приходить к ней и читать лекции по «Нектару преданности». Каждый день Тереза приходила и по часу читала ей лекцию, а Кунти конспектировала и задавала вопросы. Она делала это не напоказ, а очень искренне. Тереза давала ей и домашние задания, и Кунти очень тщательно их выполняла. Если ей не удавалось выполнить домашнее задание, Кунти деви очень смущалась и просила преданных: «О, я не успела сделать свое домашнее задание! Скоро придет Тереза. Пожалуйста, отвлеките ее ненадолго, пока я сделаю задание». А мне она говорила: «Бхактин Тереза такой замечательный преподаватель! Она очень хорошо учит меня». И она действительно училась всем сердцем. Она была очень смиренной вайшнави.
Кунти постоянно с любовью говорила о Шриле Прабхупаде. Однажды она стала рассказывать мне о том, как Шрила Прабхупада приезжал в 1972 году, и меня поразило, насколько детально и точно она помнила все: куда он ходил, что делал, что сказал.
Как-то в декабре, когда я пришел ее навестить, она сказала мне:
– Я только что прочитала у Шрилы Прабхупады нечто удивительное. Вы что-нибудь слышали о том, что Прабхупада говорил о вздутом рисе?
– Я слышал что-то вроде того, что Прабхупаде нравилось принимать его по вечерам...
– Послушайте, что Прабхупада говорит об этом! Вам очень понравится, – и она залилась смехом.
Только представьте: она умирает... Врачи уже говорили, что ей осталось жить два дня – с тех пор прошло уже пять месяцев. Каждый день мы слышим заключение: ей осталось только два дня, потому что никто не может жить в таком состоянии. А она смеется и говорит: «Я должна показать вам, что говорит Шрила Прабхупада!»
Она раскрыла книгу с беседами Прабхупады и прочитала: «Если в духовном мире все так совершенно, – спрашивает один преданный, – то зачем мы пришли в этот материальный мир, где все исполнено страданий?» В ответ Шрила Прабхупада приводит очень простое объяснение. Он говорит: «Например, кто-то может есть замечательную халаву. Но иногда ему хочется оставить ее, чтобы поесть простого вздутого риса. Точно так же и мы покинули великое счастье и блаженство духовного мира для того, чтобы наслаждаться «вздутым рисом» материального мира. Такова наша тенденция».
– Теперь я знаю, почему мы пришли в материальный мир! – подвела итог Кунти.
– Вы когда-нибудь пробовали вздутый рис? – поинтересовался я.
– Нет, никогда. Наверно, поэтому я не могу умереть! Я не могу вырваться из этого материального мира, пока не узнаю вкус вздутого риса.
– Я принесу вам вздутый рис, – пообещал я.
– Пожалуйста, я хочу попробовать его поскорей, чтобы покинуть этот мир! Как только я попробую вздутый рис, я покончу с этим материальным миром, и мне больше не нужно будет оставаться здесь!
Это было в декабре 1997 года, и тогда я должен был возвращаться в Индию. Я попросил моих друзей-преданных в Питтсбурге, чтобы они купили вздутого риса и принесли его Кунти. Тогда, в декабре, врачи говорили, что у нее нет никаких шансов прожить хотя бы еще несколько недель. Когда я прощался с ней, я думал,
что вижу ее в последний раз, так как не собирался возвращаться в Америку до июня.
Я уехал в Индию в январе, а весной в Маяпуре, перед Гаура-пурнимой, узнал, что ее состояние ухудшилось. Но когда в июне я приехал в Новый Вриндаван, она была жива! И Тереза все так же приходила к ней и читала лекции, а один из моих духовных братьев, Балабхадра прабху, который отвечает за защиту коров во всем ИСККОН, каждый день по часу читал ей книгу «Кришна». Он считал это самым большим благом в своей жизни – хотя бы час в день быть с Кунти деви, видеть ее удивительное сознание Кришны и обсуждать с ней книгу «Кришна». В течение всего дня преданные приходили к ней, читали книги, беседовали. Многие приходили издалека, и после встречи каждый уходил с верой в Шрилу Прабхупаду и в путь сознания Кришны. Если практика сознания Кришны может так изменить человека – это удивительный метод!
Вернувшись в Новый Вриндаван, я старался приходить к ней каждый день. И каждое мгновенье пребывания с ней увеличивало мою веру в сознание Кришны просто потому, что я видел ее безмерную благодарность Шриле Прабхупаде и Кришне, и то, что эта благодарность наполняет ее безграничным счастьем, и она, несмотря ни на что, повторяет свои круги и читает книги Шрилы Прабхупады, ища в этом прибежище и утешение.
Однажды я вспомнил разговор о вздутом рисе.
– Принесли вам тогда вздутый рис? – спросил я у нее.
– Нет, никто мне так и не принес вздутого риса. Может быть, поэтому я до сих пор не умерла. Мне нужен этот вздутый рис прежде, чем я покину этот мир! – пошутила Кунти.
В тот момент как раз проходил мимо тот самый преданный из Питтсбурга.
– Ты не принес Кунти деви вздутого риса...
– О, я забыл об этом.
Тут как раз подошла матаджи, заведущая магазином, и я спросил, есть ли у нее вздутый рис. Она сказала, что должна проверить, и вскоре вернулась с кульком вздутого риса. Кунти очень обрадовась.
– Мне его просто так съесть или с молоком? – спросила она.
– Как хотите, – ответил я.
Но она не могла есть самостоятельно, ее нужно было кормить с ложечки, и в этот день преданные опять забыли покормить ее вздутым рисом.
Через несколько дней я должен был ехать на Ратха-ятру в Нью-Йорк. По традиции я каждый год в этот день читаю лекцию по «Шримад-Бхагаватам» и рассказываю историю Ратха-ятры. Но на этот раз я вдруг очень сильно заболел: у меня поднялась температура и начался бронхит. Как правило, я пытаюсь исполнять свое служение несмотря ни на что, но тут я так заболел, что не мог даже встать. Преданные из Нью-Йорка уговаривали меня: «О, нет! Вы должны приехать на Ратха-ятру!» Я ответил, что постараюсь. Утром за день до Ратха-ятры ко мне пришли преданные (обычно около пятидесяти преданных из Нового Вриндавана отправляются на Ратха-ятру в Нью-Йорк) и сказали: «Мы уезжаем. Вы едете с нами?» Я попытался подняться с постели, но не смог. Из-за высокой температуры я был очень слаб и ничего не мог поделать, и они уехали без меня. Тогда я стал молиться Господу Джаганнатхе: «Зачем Ты так поступаешь со мной? Почему Ты не позволяешь мне служить преданным в день Ратха-ятры?»
Весь вечер я пролежал в кровати, не в силах подняться. Приблизительно в два часа ночи ко мне постучалась дочь Кунти: «Похоже, мама умирает, и она хочет, чтобы вы попели для нее».
Я отправился в комнату Кунти. В два часа ночи там уже было много преданных и еще один санньяси, Вартана Махарадж. Они пели киртан. Кунти попросила нас читать из «Чайтанья-чаритамриты» историю ухода Харидаса Гхакура. Стоя около ее кровати, я прочитал всю историю Харидаса Тхакура: как он покидал тело и как Господь Чайтанья танцевал с ним на руках. Хотя Кунти была на последнем издыхании и испытывала боль, которую невозможно даже представить, она все же очень внимательно слушала.
Она уже практически не могла говорить и еле слышно прошептала: «Пожалуйста, киртан». Я начал петь. С неимоверным усилием Кунти пыталась подпевать и прихлопывать. Этот киртан длился много часов. Затем показалось, что она потеряла сознание. Можно было видеть ее дыхание, но несколько часов она не проявляла никаких признаков сознания. К ней подошла дочь. В детстве она прошла через достаточно сложные испытания в своем сознании Кришны, но ее мать, хотя и была простой женщиной, всегда оставалась для нее хорошим примером. Склонившись над матерью, она прошептала ей на ухо: «Мама, я хочу поблагодарить тебя за то, что ты дала мне сознание Кришны». Из глаз Кунти деви покатились слезы. Мы поняли, что она в сознании и все слышит. Благодарность дочери за то, что она дала ей сознание Кришны, была, может быть, величайшим счастьем в ее жизни. Вскоре после этого в окружении преданных, которые пели для нее киртан, Кунти покинула этот мир.
Всего за несколько дней до своего ухода она сказала мне:
– Я, наконец, попробовала вздутый рис. Я исполнила свой долг и теперь могу покинуть этот мир. Сейчас я готова уходить.
Кунти хотела, чтобы я оставался рядом с ней, когда она будет умирать, и поэтому по Своей беспричинной милости Господь Джаганнатха послал мне болезнь и уложил меня в постель. Я был очень благодарен Господу Джаганнатхе за то, что таким образом Он позволил мне служить моей духовной сестре – Своей преданной.
Затем, во время похоронной процессии, мы принесли ее во дворец Шрилы Прабхупады и в храм. Три дня спустя мы устроили поминальную церемонию, пришли сотни преданных. Это был один из самых многолюдных праздников. Кунти деви никогда не занимала никакого положения, ее никогда не прославляли, она была самой простой преданной. Она говорила, что ее смиренное служение преданным – самое драгоценное воспоминание ее жизни и самое большое счастье в сознании Кришны. Дерево, под которым она выполняла это служение – стирала одежду преданных, это то самое дерево, под которым Шрила Прабхупада давал свои лекции, когда впервые приехал в Новый Вриндаван в 1972 году. Она попросила дочь высыпать ее прах на то место под этим деревом, где сидел ее дорогой Гуру Махарадж Шрила Прабхупада.
Во время поминальной церемонии преданные говорили о Кунти. Это продолжалось около восьми часов, потому что каждый хотел что-то сказать о ней и никто не мог уйти оттуда. Когда Кунти покинула этот мир, все смогли оценить ее, потому что она была истинной вайшнави, хотя и не сделала ничего заметного.
Последней слова попросила одна женщина. Она сказала: «У меня был тяжелый период в жизни, и я утратила веру. Я перестала практиковать сознание Кришны и, чтобы исцелиться, стала заниматься практиками «нью эйдж», а потом проповедовала это преданным. Так я пыталась зарабатывать деньги для поддержания своей семьи. Последние несколько месяцев я навещала Кунти. Первый раз я приехала потому, что она была моя старая подруга, и я решила исполнить долг, навестив ее перед смертью. Но когда я увидела ее преданность и благодарность Шриле Прабхупаде и Кришне, моя вера в сознание Кришны вернулась. Я слышала множество лекций, но никакая лекция не могла восстановить мою веру. Я думала, что вокруг много более важного, чем то, что говорит Прабхупада. Но теперь, увидев Кунти деви и то, как она покинула этот мир, я заявляю всем перед Божествами, что отныне для меня самым главным в жизни будет следование учению Шрилы Прабхупады».
Потом все предложили цветы фотографии Кунти и устроили киртан перед Божествами. Во время этого киртана я видел людей, которые не были в храме более пятнадцати лет. Они со слезами на глазах пели и танцевали перед Божествами. А я смотрел на все это и думал: «Кто же такая эта Кунти? У нее никогда не было никакого положения в нашем Движении, кроме самого скромного положения домохозяйки. Она изо всех сил старалась заниматься служением, но никогда не могла делать это как следует. Но она была искренней и просто делала свое дело. Благодаря этому она привлекла сердце Кришны, и когда ей было нужно, Кришна пришел и дал ей самую большую милость – она отведала вздутого риса. Вклад, который она сделала в сердца преданных нашей общины, больше, чем чей-либо другой. И она покинула этот мир с самыми большими почестями».
Кунти деви была примером преданного, который считает себя самым простым и скромным. И еще один урок преподала она нам: мы не должны судить о людях поверхностно. Иногда по причине западного воспитания мы в нашем Движении думаем, что великий преданный это тот, кто вершит большие дела, произносит возвышенные слова или делает что-то замечательное. Но Кунти всю свою жизнь в сознании Кришны ни в чем не превосходила того маленького паучка, который толкал песчинки. Однако Господь взял ее к Себе. По крайней мере, так мне кажется...
1 сентября 1998 г., Москва
Стока Кришна не был ни великим, ни знаменитым - он был очень простым. Но так как он был очень искренним, Кришна увидел эту искреннюю преданность его сердца и ответил взаимностью.