Почему не утихают споры о бытие?
Признание факта существования предмета – вопрос далеко не праздный. История свидетельствует об ошибках и заблуждениях в науке в связи с признанием наличия эфира и, например, не признания существования гена.
Нет бытия вообще, бытие самостоятельно, есть бытие чего-то: предметов, свойств, процессов.
В формах бытия выделяют материальное бытие и идеальное бытие, объективное, т. е. независимое от сознания человека, субъективное бытие, которое зависит от сознания человека. Однако расшифровка содержания перечисленных форм зависит от решения основного вопроса философии – отношения мышления к бытию.
Учение, которое принимает за основу существования одно начало, материальное или духовное, называется монизмом.
В материалистическом монизме под бытием понимается материя, её свойства, материальные процессы. Идеальные образования рассматриваются как продукты материи, ее производные.
На основании материалистического подхода, а также с учётом всеобщих связей сущего выделяются следующие формы бытия:
1. Бытие вещей, процессов, состояний природы и бытие вещей, которые произведены человеком;
2. Бытие в мире вещей человека и специфическое человеческое бытие.
3. Бытие духовного;
4. Бытие социального.
В идеалистическом монизме в основе всего существующего рассматривают идею. В субъективно- идеалистической трактовке бытие находится в отношении координации с чувствами субъекта. Воспринимаются не вещи, а ощущения. Вещи есть комплекс ощущений.
Кроме монистического взгляда на бытие существует дуализм, рассматривающий мир с позиций 2-х равноценных и независимых начал. Применительно к медицине такая позиция приводит к логическому параллелизму, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга, а, значит, снимается проблема единства психического и соматического в человеке.
Семинар 8 В социальной философии нет единой точки зрения в объяснении причин развития общества (что является движущим фактором?) и различия между ними. Все многообразие концепций можно свести к четырем подходам:
1. натуралистический - общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Главный фактор, оказывающий воздействие на всю социальную жизнь
- это географическое положение и климатические условия. Основатель данного подхода считается Ш. Монтескье, который в «Духе законов писал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климата зависят нравы, особенности характера, привычки людей, а также политическое устройство страны. Природа создала всех равными от рождения, но бесплодие земли делает людей изобретательными и закаленными в труде, мужественными, способными к войне, т.к. они сами должны добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородие страны приносит вместе с довольством изнеженность. «Народы
жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны как юноши», - резюмирует философ. Таких же взглядов придерживалисьА.Тюрго, И.Тэн, Э. Ренан, Г.Боккль и др. Для русского мыслителя Л.Мечниковаопределяющим фактором в развитии общества всегда была вода. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была речная цивилизация. Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с морскими пространствами. С открытием Америки возникает глобальная океаническая цивилизация. В ХХ в.появились
концепции, согласно которым судьбы народов определяются ритмами космоса. Так Л.Гумилев, автор теории этногенеза, полагал, что этнос возникает в результате мощного пассионарного толчка - космической энергии, запаса которой позволяет нации развиваться в течение 10001200 лет.
2. идеалистический - в качестве объединяющего начала общества выступает духовное. Это может быть идея единого Бога, величия нации (Германия ХХ в.), построения светлого будущего (СССР) и т.д. В этом случае господствующая государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. Разложение идеи приводит к развалу государства и деградации общества.
3. материалистический - главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, которые определяют всю «идеальную» сферу - правовые, политические, нравственные взгляды, а не наоборот, как в идеалистическом подходе. Здесь можно назвать две основные концепции: теория К.Маркса и теория постиндустриального общества Ростоу.
4. плюралистический - учитывающий все факторы, воздействующие на развитие общества. В зависимости от конкретного этапа развития данного общества на первый план выходит тот или иной фактор.
Другая тема, вызывающая в настоящее время бурные дискуссии при анализе общества - это ритмика его развития. Видный французский историк Ф.Бродель говорил, что исторические события - это пыль, а главное - циклы и тренды (описываются 4-, 12-,36-, 100- и 144летние циклы). Существует спираль истории - все повторяется в обществе через определенное количество лет, но на качественно ином уровне. Историки выделяют несколько типов цикличности: маятникообразное движение, круговое, спиралевидное и волновое (синусоидное). Тип цикличности зависит от размеров и масштаба общественной системы: в малых преобладают маятниковые циклы, в средних - круговые и спиралевидные, в больших - круговые и длинноволновые.
Семинар 9 Современные глобальные проблемы напрямую связаны с формированием стратегии выживания человечества в изменяющихся социоприродных условиях. Термин «глобальность» (фр. global – всеобщий) подчеркивает масштабность проблемы, ее все-общность и значимость для всей планеты в целом.
Под глобальными проблемами современности понимается совокупность взаимосвязанных трудноразрешимых противоречий, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные части: природу, общество, человека. Их разрешение требует коллективных усилий со стороны всех государств, всего мирового сообщества. Глобализация различных сторон человеческой деятельности выступает как одна из существенных характеристик современной мировой ситуации. Причем раскрывается глубоко противоречивый характер этого всемирного процесса.
Возникновение и развитие глобальных проблем, их противоречивые последствия, пути и способы разрешения и предотвращения возникающих угроз существованию людей составляют объект междисциплинарного направления современной науки – глобалистики. Философский аспект глобалистики заключается в выделении и изучении наиболее общих планетарных противоречий в системе «мир – человек». Это способствует формированию существенных сторон современного миропонимания, философскому обоснованию стратегии выживания в XXI веке, развитию современного планетарного мышления.
Анализ глобальных проблем предполагает их классификацию. Сравнительное изучение планетарных противоречий, выявление их различий и общих черт позволяет глубже изучить существо проблем и выявить наиболее эффективные пути их разрешения. За последние десятилетия в области глобалистики накоплен немалый опыт в анализе общепланетарных процессов и предложены различные системы их классификации.
Целесообразно выделить две группы глобальных проблем:
- В первой объединены те из них, которые относятся к взаимодействию общества и природы.
- Во второй – связанные с социумом, обществом, человеком.
К глобальным проблемам человечества обычно относятся следующие проблемы:
- угроза мировой термоядерной войны;
- нарастающие "ножницы" в уровне экономического и культурного развития наиболее успешных стран и стран "третьего мира";
- истощение природных ресурсов;
- "ножницы" в демографической сфере ("взрыв" рождаемости в одних странах и постепенное вымирание населения в других);
- загрязнение окружающей среды;
- набирающая темп "вандализация" культуры, замещение культуры так называемой "массовой культурой";
- проблемы из области, связанной со здравоохранением: распространение гепатита, СПИДа, алкоголизма, наркомании.
Глобальными проблемами занимались теоретики "третьей волны" или "постиндустриального общества": Белл, Тоффлер, Маркузе, Гэлбрейт. В 60-е годы в развитых странах впервые количество служащих превысило количество рабочих. В современном обществе стремительно нарастает стоимость информации. Развивается процесс индивидуализации производства (т. е. отказ от крупносерийного производства). Нарастает степень коммуникации между людьми. Увеличивается доля квалифицированного труда, причем высокая квалификация делает служащих все менее легко заменимыми. Уменьшается вклад в ВВП крупных корпораций и увеличивается вклад мелких фирм, т. е. выигрывают в конкурентной борьбе только очень мобильные структуры. Однако никто до сих пор не выработал, на основании вышеизложенных черт современного мира, реальной и имеющей перспективы быть принятой программы выхода человечества из сложившегося кризиса.
Одним из важнейших факторов, продуцирующих глобальные проблемы, является стихийность и неравномерность развития человечества. В этих условиях решающее значение приобретает единое планетарное сознание, которое стихийно формируется на психологическом уровне как первичное отражение новых для человечества характеристик социального бытия, но требует больших усилий для своего становления на более осознанном уровне. Планетарное сознание должно иметь следующие характеристики:
- признание приоритета общечеловеческих ценностей над более частными (региональными, национальными, классовыми);
- планетарное сознание вызывает существенную коррекцию в общественном сознании отдельных стран и народов, а также и в индивидуальном сознании. Двигаться здесь следует к тому, к чему призывал двигаться Тейяр де Шарден: к "дифференцированному единству", в котором индивидуальность не теряется и не смешивается, а еще более совершенствуется;
- планетарное сознание характеризуется высшей степенью "онаученности", что связано с невозможностью решения глобальных проблем просто на уровне "здравого смысла", в обход достижений различных наук.
Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой. И теперь, перед лицом опаснейших глобальных проблем, философия может оказать людям незаменимую духовную поддержку, ведь с будущим люди связывают все свои чаяния и надежды.