Утихают теоретические споры о сущности и социальном назначении морали. В этой свя-

Зи она рассматривается в разных аспектах: как особый общественный институт и форма

Общественного сознания5; как оценочно-императивный способ освоения социальной

Действительности на основе противоположности понятий добра и зла6; в качестве особого

Байрон Д.Г. Дон-Жуан // Избр. Произв.: В 2 т. Т. 2. – М., 1987. – С. 602–603.

Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. – М., 1957. – С. 246.

Новгородцев П.Н. Право и нравственность // Правоведение. – 1995. – №6. – С. 113.

См.: Вопленко Н.Н. Право в системе социальных норм: Учебное пособие. – Волгоград, 2003. – С. 35.

См.: Философская энциклопедия. Т. 3. – М., 1964. – С. 499.

6 См.: Титаренко А.И. Специфика и структура морали // Мораль и этическая теория. – М., 1974. –

С. 11.

Общая теория права

Типа нормативной регламентации общественной жизни1 и т.д. Все это подчеркивает

Сложность и неоднозначность понятия морали, а также многообразие выполняемых ею

Социальных функций.

«В самом общем виде мораль можно определить как исторически сложившуюся

Систему идей, норм и отношений, рассматриваемых и оцениваемых с позиции человече-

Ских представлений о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом»2.

Более того, «мораль в единстве своих трех элементов: сознания, норм и отношений –

Явилась исторически и социально обусловленным прообразом права»3. Поэтому у права

и морали имеются общие признаки:

1) представляют собой разновидность социальных норм;

Регулируют общественные отношения, образуя диалектическое единство в рамках

целостной системы нормативного регулирования;

Имеют одну и ту же социальную основу и служат средствами обеспечения баланса

интересов индивидов, социальных групп и общества в целом;

4) как правило, едины в оценке преступлений и правонарушений;

5) в философском плане мораль и право являются надстроечными категориями, обу-

Словленными экономическими, политическими и культурными факторами4.

Вместе с тем право и мораль значительно отличаются друг от друга.

Нормы права складываются в обществе стихийно, под воздействием религиозного

Мировоззрения и понятий о добре и зле. Ведущую роль в формировании правовых норм

Играет государство.

Нормы морали охватывают большую часть общественных отношений (дружбу,

Любовь, и т.д.). Право, напротив, регулирует самые важные общественные отношения

Для государства: торговлю, государственную службу, уголовное преследование, форми-

Рование высших органов государственной власти и т.д.

Нормы права обычно закрепляются в официальных документах, в нормативно-

правовых актах (законах, указах___________, декретах, постановлениях и др.), имеют четкие формы

Своего внешнего выражения, а нормы морали являются неписаными правилами, которые

Живут в сознании людей.

Нормы морали не содержат точных детализированных правил поведения. Зачас-

Тую, они являются принципами поведения людей (быть честным, верным, справедливым,

Милосердным, гостеприимным, смелым, и т.д.) во всех жизненных ситуациях.

Нормы права обеспечиваются силой государственного принуждения. Мораль, на-

Против, держится на общественном мнении.

Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения

Жизни, а мораль более подвижна, динамична.

В идеале государству, следует стремиться к тому, чтобы нормы права не проти-

Вопоставлялись нормам морали. Поэтому законы должны проходить нравственную экс-

Пертизу.

См.: Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М., 1977. – С. 17.

Вопленко Н.Н. Право в системе социальных норм: Учебное пособие. – С. 36.

Там же. С. 38.

См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 56.

Глава 9. Сущность права

Соотношение права и закона

Большинство обывателей в повседневной жизни отождествляют понятия «права»

и «закона». Связано это с тем, что университеты, в которых формировались юридические

Концепции, преимущественно опирались на древнеримские законы и использовали их.

Кроме того, до XIX века интерес к национальному закону не проявлялся. Школа естест-

Венного права, начиная с XVII века, требовала, чтобы законодатель санкционировал сво-

Им авторитетом справедливые нормы, созданные доктриной, основанной на природе и

Разуме. Но предполагая новую технику кодификации, эта школа никогда не смешивала

Право и закон и не утверждала, что изучение только закона позволяет узнать, что такое

Право. Для того чтобы отбросить традиционный взгляд, утверждавший, что право и за-

Наши рекомендации